Автору картины "Цыганка" Николаю Ярошенко исполняется 170 лет.
Мы продолжаем знакомить читателей нашего сайта с художниками-юбилярами, картины которых можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее, и сегодня мы предлагаем вам поближе познакомиться с автором картины «Цыганка»- Николаем Александровичем Ярошенко.
Ему, как и художнику Владимиру Маковскому, о котором мы рассказывали в прошлый раз, в 2016 году исполняется 170 лет. Но оба эти художника — не только ровесники по возрасту. Оба они составили гордость известного товарищества «передвижников», и потому совсем не случайно их картины в Серпуховском историко-художественном музее находятся в одном зале, с которого и начинается знакомство посетителей с историей этого уникального товарищества и с художниками, прославившими его.
Известно, что главным тезисом «передвижников» было писать такие картины, которые «царапают душу» зрителя, а главным смыслом творчества художников этого направления стало служение простому народу.
Николай Ярошенко — одна из наиболее типичных и одновременно своеобразных фигур в передвижничестве. Он был не просто «передвижником», а по общему признанию «стражем лучших традиций Товарищества и его совестью». Не случайно именно ему после смерти Крамского суждено было стать идейным руководителем ТПХВ(товарищества передвижных художественных выставок), а после его распада никто так остро не переживал случившееся как Ярошенко…
Николай Александрович был человеком высоких нравственных идеалов. Не единожды он удивлял коллег, критиков и публику человечностью, глубоким состраданием, наполнявшим его картины. Публика не раз задавалась вопросом, откуда у блестящего военного столько сострадания к горю людей, казалось бы, из другой жизни.
…Ярошенко был военным и по происхождению, и по образованию, и по службе, но делом всей его жизни было искусство. Испытывая непреодолимую тягу к живописи и имея к тому призвание, он уже в юности начал посещать Рисовальную школу при Обществе поощрения художников , а в 17 лет одновременно с обучением военному ремеслу стал вольнослушателем Академии художеств, учился у Ивана Крамского. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души.» Ярошенко последовал совету старшего товарища. До самой отставки в чине генерал-майора он трудился на оружейном заводе и на заказ не написал ни одной картины. Именно там, в Академии, он познакомился и сблизился с будущими художниками -«передвижниками» и вскоре сам вступил в это товарищество.
Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины «Кочегар», на которой он первым среди русских живописцев представил реалистический образ рабочего, показав его не только жертвой тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Значительное место в творчестве мастера занимали портретные работы: критик В.В.Стасов считал Ярошенко по преимуществу портретистом. Художником была создана целая галерея портретов представителей русской культуры и интеллигенции :«И.Н.Крамской», «Н.Н.Ге», «М.Е.Салтыков-Щедрин», «П.А.Стрепетова»,- всего за свою творческую жизнь он написал около ста портретов. Характерно, что его моделями всегда были люди, духовно ему близкие и, изображая их, он передавал не только внешние черты, но и раскрывал их характер, напряженную внутреннюю жизнь.
Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина «Всюду жизнь», которая хранится в Третьяковской галерее. На картине изображен арестантский вагон, в окошко которого выглядывают узники, а ребенок на руках у матери через зарешеченное окно кормит голубей крошками хлеба. Лев Толстой после знакомства с картиной сделал в дневнике такую запись: «Пошел к Третьякову. Хорошая картина Ярошенко «Голуби». Видели вы, как арестанты смотрят из-за решетки тюремного вагона на голубей? Какая это чудная вещь! И как она говорит вашему сердцу! По моему мнению, все же лучшей картиной, которую я знаю, остается картина художника Ярошенко «Всюду жизнь»…
В последние годы жизни несмотря на болезнь Ярошенко много путешествовал как по России, так и за границей,а уйдя в отставку из военного ведомства, продолжал участвовать в выставках Товарищества передвижников . Еще одна интересная деталь биографии: женой художника была Мария Павловна Невротина, и есть версия, что Крамской именно с нее писал свою » Неизвестную».
25 июня (7 июля) 1898 года, находясь перед холстом за работой, художник умер от остановки сердца. Похоронен Николай Ярошенко в Кисловодске, где он жил и работал последние десять лет, недалеко от Собора Николая Чудотворца. В декабре 1918 года в Кисловодске был основан музей его имени. Имя Ярошенко получила и улица, прилегающая к усадьбе, называвшаяся до этого Дондуковской. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения устраивает народный праздник — чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».
В 1938 году, спустя сорок лет, новые власти города решили взорвать храм Николая Чудотворца. Динамит разрушил не только стены, но и уничтожил кладбище. Уцелела только одна могила — художника Ярошенко…
В Серпуховском историко-художественном музее посетители могут увидеть картину Николая Ярошенко -«Цыганка». Выставляя ее на XIV выставке передвижников, Ярошенко скромно назвал ее этюдом. Но по своей композиционной и живописно-пластической завершенности, по мастерству раскрытия характера цыганки, этот первоклассный этюд может смело соперничать со многими законченными произведениями. Яркая и динамичная героиня этой картины неизменно привлекает внимание посетителей музея и не случайно среди «оживленных картин» музея всегда присутствует и «Цыганка» Николая Ярошенко.
Галина Строева