Использование методов театрализации в экскурсионно-просветительской деятельности историко-художественного музея
В последнее время музеи разного профиля активно внедряют в свою практику методы театрализации, чтобы привлечь внимание посетителей и сделать понимание экспозиции доступным для всех слоев общества. Под методом театрализации подразумевается способ интерпретации музейной информации с применением театральных атрибутов (сценария, элементов режиссуры, ролей и т.д.). Практика Серпуховского историко-художественного музея доказала, что эти методы применимы и в рамках художественной экспозиции.
Визитной карточкой Серпуховского музея стала театрализованная экскурсия «Ожившие картины», премьера которой состоялась в 2012 году. В ее основе лежит традиционное для России развлечение XIX — начала XX века – создание «живых картин» — статических немых мизансцен на тему известных живописных полотен или скульптур. Во время театрализованной экскурсии в Серпуховском музее герои картин произносят монологи, общаются друг с другом и со зрителями. Например, у картины И. М. Прянишникова «В ожидании шафера», развивается диалог свахи и отца невесты. Это помогает понять сюжет картины и поразмышлять на тему «неравного брака». Наиболее колоритна «ожившая картина» по работе К. Е. Маковского «Под венец». Она воссоздает бытовые особенности жизни бояр, знакомит со старинным фольклором.
«Ожившие картины» стали ярким украшением праздничных мероприятий и акций, таких как Ночь в музее, Ночь искусств и др. Причем, в зависимости от тематики акций, за основу театрализации берутся различные произведения искусства. Например, в Год литературы внимание было обращено на картину К. Е. Маковского «Демон и Тамара», иллюстрирующую поэму М. Ю. Лермонтова «Демон».
Жанр театрализованной экскурсии развивается и в рамках проекта «По улицам провинциального Серпухова». Это серия пеших городских экскурсий, во время которых об архитектурных памятниках города рассказывают его реальные жители из прошлых веков. Проект принес серпуховскому музею победу на I Международном конкурсе «Туристский бренд: лучшие практики 2015» в номинации «Историко-культурный туризм».
Наиболее активно используются методы театрализации при работе с детской аудиторией. Уже доброй традицией стали в Серпуховском музее детские новогодние праздники. Начинаются они с путешествия по музейным залам. Дети на экскурсиях узнают много нового и интересного. А черту всему увиденному и услышанному подводит новогодняя сказка. Она по тематике всегда связана с экскурсиями и обогащает тем самым познавательную часть всей программы. Вот уже 10 лет подряд музейный коллектив во главе с режиссером Мариной Суслиной каждый год ставит новый спектакль. И в атмосфере музея, где все дышит изяществом, на фоне коллекции старинных полотен, дети приобщаются к культурным ценностям музея, к его неповторимой эстетике.
Таким образом, методы театрализации, при условии их органичного единства с сущностью и природой экспозиции или при условии интегрирования их в ткань разнообразного по формам действия, обогащают жизнь музея и являются эффективным коммуникационным средством.
Литература:
- Новикова Г. Н. Технологические основы социокультурной деятельности, учеб. пособие — М.: МГУКИ, 2010.
- Кондрашова Л. И. / Крючкова Е. Н. Кремль-детям, тезисы докладов, М.: 2006.
- Аржанухина В. В. Театральные приемы и средства выразительности как элементы музейной коммуникации // вестник МГУКИ 5 (49)/2012.
- Филонова Л. И. Костюмированная экскурсия как современная форма взаимодействия с посетителями музея // «Мир экскурсий» №1/2010.
- Юхневич М. Театрализация в музейном пространстве: за и против // «Музей» №7/2011.
Спиридонова Г. В.
Серпуховский историко-художественный музей
г. Серпухов