Новогоднее путешествие в волшебный мир Востока
Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ
Эссе
СТАРАЯ СКАЗКА, А КАК ХОРОША!
УДИВИТЕЛЬНО трогателен мир новогодних ёлок! Мир детворы с широко распахнутыми глазами. Они ждут чуда. И оно непременно приходит. Стучится в дверь музея и входит сказкой, старой и мудрой, как всё восточное. И уйдёт-исчезнет эта легенда незаметно, когда «погаснут свечи», лёгкими шагами, оставив в хрустальных детских душах добро, обязательно добро, в схватке страстей победив коварное зло.
«Волшебная лампа Аладдина», так зовут это чудо, покорившее детские сердечки на сей раз. Артисты – сотрудники музея: методисты, научные сотрудники, заведующие отделами, экскурсоводы, отложившие на время новогодних праздников свои серьёзные научные дела и перевоплотившиеся в восточных персонажей – визирей, султанов, джиннов, принцесс и принцев, звездочётов, гаремных красавиц, торговцев и стражников. На роль прекрасного Аладдина пригласили студента, в роли глашатая задействовали шестиклассника, внука сотрудницы музея. И как все они хороши в спектакле, как талантливы и искренни в театральном единстве!
СИМ-СИМ, ОТКРОЙСЯ!
И ВОТ чудо открывается. В стенах музея атмосфера потрясающая. Потрясает она торжественностью и святостью особняка серпуховской фабрикантши А.В. Мараевой. Здесь были её покои, благородный дух старообрядческого уклада большого семейства, благообразный быт, коллекция старинных картин и предметов обихода бережно хранилась и хранится до сих пор. В Белом зале музея расписные потолки, лепнина, хрустальная люстра. Всё создаёт ощущение трепетности и важности. Даже ёлка, настоящая лесная красавица, притаившаяся в зале, наряжена по русским канонам не европейскими игрушками, а нашими, как в детстве, родными и любимыми шарами. Здесь так пахнет настоящим! Прекрасна Снегурочка в своей леденящей красоте неброского грима и таинственного голоса. Словно иней в морозной тишине бело-сине-голубые облачения Снегурки и Деда Мороза. Они такие волшебные, загадочные, ледяные и долгожданные, не такие шумные, как на общепринятых новогодних ёлках, где разрумяненные, словно куклы, деды-морозы громовыми голосами общаются с перепуганными детишками. Здесь всё иначе. Тут всё дышит культурой, изяществом. И дети это чувствуют. Они не шумят и не разговаривают громко, не толкаются, они смотрят на всё завороженно и ждут волшебства.
Беру интервью у семилетней Даши после представления.
— Тебе здесь нравится?
Девочка, почти шёпотом:
— О-очень. Я тоже хочу быть красивой, как принцесса из сказки. И жить в таком красивом доме… Она ведь здесь живёт, да?
Смотрит на потолок, люстру и продолжает в задумчивости:
— …Со много-много светом и солнышко чтобы светило на стены. И наверху чтобы нарисовано было, как здесь.
И пусть мысли девчушки пока ещё выражены наивно-коряво, не беда, она ведь маленькая, но главное, Дашенька увидела и почувствовала здесь красоту, в которую попала по случаю новогоднего праздника. У ребёнка будет ещё много разных новогодних ёлок, но эту, музейную, он наверняка не забудет никогда.
— А что ты чувствовала, когда смотрела сказку? Я видела, у тебя появилась слезинка.
— Я переживала за прЫнцессу и жениха. И думала, что она его не узнает и прогонит, и тогда они не будут счастливыми. А потом я очень радовалась и слезинка высохла.
Как замечательно, что сказочное представление тронуло детскую душу, и не одну. Надо было видеть, как повскакало со стульев всё детское сообщество, когда добро боролось со злом. «Джинн, миленький, ну помоги же!», – умоляли ребятишки о помощи. И джинн был очарователен в своей душевности, силе и волшебстве.
Затаив дыхание, все, даже взрослые, были очарованы постановкой сказки «Волшебная лампа Аладдина», сценарий которой написали сотрудники музея. А шикарный ковёр-самолёт – чудо, покорившее всех, наверное, так и останется загадкой «самолетостроения» его создателей, тоже служителей муз. Как, впрочем, и золотые – в восточном стиле — мешки для гостинцев, и всё-всё-всё сценарное, придуманное и талантливо воплощенное.
В ВОСТОЧНОМ ЗАЛЕ
НО ЭТО ещё не всё. Новогодняя детская программа в Серпуховском историко-художественном музее настолько насыщенна и разнообразна в познавательном, игровом, эстетическом, художественном плане, что, кажется, нет предела совершенству, творческим изыскам коллектива. Да и иначе здесь не может быть, при таком поистине талантливом, самобытном и творческом директоре, как Людмила Викторовна Гафурова. Её неугомонная творческая искромётность, широчайшие знания истории народного искусства, фольклора буквально заряжает весь коллектив. В музее проводятся балы, купеческие чаепития, путешествия по залам, благотворительные вечера, — и всё это талантливо связывается с музейными экспонатами и экспозициями.
И на сей раз новогодние мероприятия для детей не ограничились только сказкой. Путешествуя по залам музея, ребятишки узнали много нового и интересного.
В восточном зале ребят усадили на красивый персидский ковёр. Сидеть – так уж по-султански, в окружении старинной восточной роскоши и не чувствовать себя иноземцем, и слушать экскурсовода, облачённого в восточные одежды. А услышать было что. Настолько увлекательно повествование о Востоке. Только и слышалось восторженное: «Ух ты!». Потому что здесь всё настоящее. Это не то, что видят дети в мультиках, магазинах «Детский мир» и на рынке китайского ширпотреба. Настоящее оружие восточных воинов, инкрустированное драгоценными камнями, щиты и мечи, китайские фарфоровые вазы «ростом» с мальчишек и девчонок, малюсенькие чайные чашечки, сервизы, богато расписанные яркими красками и золотом.
Здесь многие впервые услышали такие слова и словосочетания, их значение, как икебана, сакура, самурай, японский этикет, искренне удивлялись тому, что японцы едят рис руками, а не палочками или вилками, при этом соблюдая чистоту и гигиену. Ведь в понятии наших детей есть руками – значит неопрятно и безобразно. Узнали и удивились тому, что в Японии не принято прикасаться друг к другу руками и дружески хлопать по плечу или здороваться за руку. Священная птица павлин, о которой наши детишки знают — да и то не все — разве что только то, что украшает она герб города Серпухова, в стране восходящего солнца всегда защищала сады от змей. А сколько таинств хранит в себе восточный ритуал чаепития!
В общем, выходили дети из восточного зала очень образованными и долго ещё удивлялись увиденному и услышанному.
ТАМ РУССКИЙ ДУХ И РУСЬЮ ПАХНЕТ
ВЫВЕДЯ ребят из «плена» восточной культуры и мудрости, повели их по залам живописи. И тут наступило оживление: мальчишки и девчонки увидели знакомые сюжеты картин, полотен русских художников В.М. Васнецова и И.И. Шишкина. Кто из детей не держал в руках или не развёртывал конфетку «Мишка»?! Все знают, что на фантике изображена иллюстрация с картины. Чьей? Великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина. И вот перед ними картина замечательного пейзажиста «Зимний лес». Хмурый, таинственный, дремучий хвойный лес.
— Что таится в дебрях этого леса, кто там ходит? – вопрос экскурсовода заставляет детей задуматься и пофантазировать. И тут детским выдумкам нет предела. Леший, царь Берендей, волки, зайчик, медведи… Стоп! Лес-то зимний, а зимой медведи что делают? Спят в берлоге.
А вот полотно знаменитого мастера живописи В. М. Васнецова «Витязь на распутье». Кто такой витязь? Он на белом коне, что означает белый конь? Что всадник видит на дороге? Куда ему идти – налево или направо? Ребята наперебой отвечают на вопросы, каждый хочет показать себя знайкой.
Русские сюжеты сменяются восточными. Вот картина совсем другая. Большое голубое небо, много солнца, высокое здание восточной архитектуры, такого не увидишь рядом. Это площадь в Самарканде. Из зала живописи ребята переходят в Белый зал, где их ждёт красочное восточное действо и все переносятся в Самарканд, в сказку «Волшебная лампа Аладдина».
Новогоднее путешествие по залам музея заканчивается. А может, только начинается? Ведь всё хорошее с чего-то начинается.
Галина КОЗЛОВСКАЯ, журналист
Фото Тимура Исангалина