Диковинки музейной библиотеки
«Величайшее сокровище — хорошая библиотека» — сказал в девятнадцатом веке знаменитый литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский. Поспорить с этим невозможно. Коллекционирование рукописей и антикварных книг переживает сегодня новый рассвет. Из множества направлений антикварного коллекционирования наиболее респектабельным и дорогим считается именно книжное.
В России термины «антиквар» и «антикварная книга» появились во времена преобразовательной деятельности Петра I, который первым обратил внимание на необходимость собирания, изучения и сохранения старинного наследия. Петр Великий сам написал подробные правила о сохранении и сбережении архивных дел, сделал важные распоряжения о собрании воедино древних рукописей, редких книг и документов, хранящихся в монастырях и церквях. Активная деятельность царя принесла свои плоды, и в стране появились первые собиратели и коллекционеры старинных рукописей и первопечатных книг.
В литературной сокровищнице – библиотеке – Серпуховского историко-художественного музея содержится немало книжных диковинок, способных заинтересовать даже самого искушенного ценителя антикварных изданий. Эти книги бережно и с любовь охраняются библиотекарем музея Ольгой Юрьевной Тумановой. Почитать и полистать их может любой сотрудник музея, но с одним условием – исключительно в стенах библиотеки.
Старинные книги обладают необъяснимым магнетизмом: невозможно, глядя на полку, не провести рукой по потертым, но все еще хранящим дух своего времени корешкам.
Книги, о которых пойдет речь дальше, безусловно, относятся к интереснейшим антикварным экземплярам. Ну разве не удивительно, что они были созданы еще при жизни и при непосредственном участии Ф. М. Достоевского?
«Время» (1861-1863) — «журнал литературный и политический» — одно из заметных периодических изданий 1860-х годов. Издавался в Санкт-Петербурге М.М. и Ф.М. Достоевскими. С января 1861 года «Время» вошло в число толстых петербургских журналов и вскоре стало соперничать с самыми популярными периодическими изданиями. Только за первый год издания «Время» сравнялось по количеству подписчиков с «Отечественными записками» и «Русским словом» (около 4 000 подписчиков) и заняло третью позицию по отношению к двум абсолютным лидерам — «Современнику» Н.А. Некрасова (7 000 подписчиков) и «Русскому вестнику» М.Н. Каткова (5 700 подписчиков).
Художественный отдел журнала определяли произведения Ф.М. Достоевского. Здесь были впервые опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома», а также «Зимние заметки о летних впечатлениях». Литературную программу «Времени» формировали произведения Н.А. Некрасова, А.А.Григорьева, А.Н.Островского, А.П. Майкова, переводы произведений Эдгара По, Виктора Гюго, а также широкий круг произведений малоизвестных и начинающих авторов. Критический отдел журнала стал сферой формулирования его «нового слова» в литературе — «почвенничества», или «русского направления», как называла его редакция.
В 1863 г. «Время» было запрещено после появления статьи Н.Н. Страхова «Роковой вопрос», содержавшей комментарий почвенников к польскому восстанию, превратно истолкованный властями, как антиправительственный.
«Эпоха» (1864-1865) — второй журнал М.М. и Ф.М. Достоевских. Издавался в Санкт-Петербурге.
После закрытия «Времени» редакция не оставляла попыток возродить журнал. Разрешения продолжать издание М.М.Достоевский добился к январю 1864 г. с условием изменения названия.
В «Эпохе» публиковались произведения Ф.М.Достоевского («Записки из подполья», «Крокодил»), И.С.Тургенева («Призраки»), Н.С.Лескова («Леди Макбет Мценского уезда»), переводная литература.
Круг сотрудников «Эпохи» поменялся по сравнению с предшествующим журналом. В июне 1864 г. умер М.М.Достоевский, в сентябре того же года — другой яркий сотрудник «Времени» — А. П. Григорьев. Заботы по ведению журнала легли на плечи Ф.М.Достоевского (официально редактором был утвержден А.У. Порецкий), что не могло не сократить авторское участие писателя в новом журнале.
Подписка на «Эпоху» в 1864 г. не превысила 1 300 экз. Финансовые и организационные сложности не позволили «Эпохе» повторить успех «Времени», и в марте 1861 г. редакция прекратила издание журнала.