Skip to main content

Сокровища Серпуховского музея. К. Е. Маковский

22 октября 2015

Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.
Маковский К.Е.
Если кто из художников был популярен на Руси — то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем.
Бенуа А.Н.
Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье потомственного, но небогатого дворянина Егора Ивановича Маковского, служащего московской дворцовой конторы.
Его предки, выходцы из Польши, осели в Москве еще при Екатерине II. Мать Константина, Любовь Корнелиевна (Корнеевна), была дочерью фабриканта музыкальных инструментов Корнелиуса Моленхауэра, немца из Померании. Константин Егорович был старшим ребенком в семье. Из родившихся детей выжили, помимо него, еще двое сыновей — Владимир и Николай, в будущем тоже художники, — и две дочери — Александра, впоследствии известная художница-пейзажистка, и Мария, выбравшая карьеру певицы.
Рисовать Маковский он начал с четырех лет. Когда ребенок стал старше, отец взялся за обучение сына, давая копировать гравюры из домашнего собрания. В октябре 1851 года двенадцатилетний мальчик смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Хорошей традицией для лучших учеников Московского училища было стремление продолжить обучение в Петербургской Академии художеств, являвшейся следующей ступенью на пути овладения мастерством. Этот путь выбирает и Константин Маковский. В дальнейшем жизнь художника будет тесно связана с Петербургом.
Живя там, Маковский часто переезжает и меняет мастерские. Унаследовав от своего отца страсть к собирательству, он приобретает старинные предметы быта, украшения, одежду, которые затем использует в своих картинах, так что помещения, где он работает, напоминают музей.
В период, когда художник работал над большими полотнами из древнерусского быта, он имел обыкновение для вдохновения осуществлять постановку «живых картин», как бы репетирующих композицию будущей картины. Маковский слыл блестящим организатором подобных зрелищ. В качестве бутафорского реквизита использовались вещи из его коллекции. Картины с изображением пышных «боярских пиров» и «свадеб» имели шумный успех за рубежом.
В собрании Серпуховского историко-художественного музея хранится один из таких шедевров.
 
В картине «Под венец» Константин Егорович обращается к вневременному сюжету свадьбы. В центре композиции находится женщина средних лет. Она одета в богато украшенный вышивкой и бисером боярский наряд допетровского времени. По обычаю перед венчанием она расчёсывает прекрасные длинные волосы юной, сидящей в кресле в белом одеянии, девушки.
Традиция предписывала заплетать незамужним девушкам волосы в одну косу. К венцу невеста уже шла с причёской замужней женщины: волосы заплетены в две косы на висках и уложены в круг или вокруг головы и на них сверху одевался повойник. Как раз эту сцену и изобразил Маковский во всём её драматизме и праздничности.
Вокруг собрались подружки невесты, сёстры и кузины, маленький мальчик. Ларец с каменьями открыт, жемчужные бусы выскользнули из него и рассыпались по туалетному столику. Свободными виртуозными мазками пишет Маковский все это богатство и светлые  молодые лица, свободно ориентируясь в узорах ковра, кружев, вышивок, расшивных бисерных кокошниках и понёвах.
Работы Константина Егоровича всегда разворачиваются перед зрителем, как роскошное театральное действо, как грандиозный спектакль. Так и в этой картине художник даёт нам почувствовать весь пронзительный настрой момента, все обстоятельства, все красоты боярского быта, всю трагичность и всю праздничность события.
Маковский стал жертвой уличной аварии (его пролетка была сбита трамваем) и умер в Петербурге 17 (30) сентября 1915. После смерти художника его вдова устроила аукцион, где в течение одиннадцати дней было распродано 1100 «номеров», составлявших его богатую и ценную антикварную коллекцию, собранную с любовью и знанием дела.