Skip to main content

Макс Хаазе. Человек-загадка.

31 января 1938 года родился Макс Хаазе. Человек — загадка и художник — мистик. 85-летию мастера посвящена виртуальная выставка на сайте Серпуховского музея. Его творчество и жизнь окутаны ореолом тайны. Он был открыт после смерти, которая оказалась смертью художника, но не человека, создавшего миф о творце. Его работы наполнены загадками, отгадывание которых захватывает зрителя.

Первая выставка этого ранее неизвестного автора, якобы умершего в 1998 году, прошла в Москве в 2004 году. И лишь спустя 9 лет стало известно, кто скрывался под этим псевдонимом. Михаил Занегин родился и жил в Москве. После школы он работал на промышленном предприятии, но вскоре увлекся живописью. Мастерство постигал самостоятельно, запоем читая книги в Ленинке, и взял лишь несколько уроков в художественных студиях. О его работах знали лишь самые близкие люди. И только тогда, когда Михаил Занегин стал Максом Хаазе, они были представлены широкой публике.

Необычный стиль художника позволил назвать его русским Сальвадором Дали. Работы, балансирующие на грани между сном и явью, исполнены в разных техниках, изобретенных самим мастером. Их вполне можно было бы отнести к вижинари-арт, если бы такое направление присутствовало в советской живописи. Но творческие эксперименты Хаазе-Занегина, лежащие вне официального искусства, были ближе к поискам зарубежных художников — мистиков и сюрреалистов, и во многом, именно поэтому оставались непонятными и непонятыми.

Коллекция работ Макса Хаазе в собрании Серпуховского историко- художественного музея наиболее полно раскрывает разные грани этого своеобразного художника, и мы приглашаем вас погрузится в мир его грез и мечтаний. Вся коллекция Макса Хаазе передана в дар Серпуховскому музею его другом и музой Ниной Тихоновой.

Цикломены 1979 г.

Цикломены 1979 г.

В «Натюрморте» с цикламенами мы видим в углу картины небольшой циферблат со стрелками, который стал неотъемлемой частью работ художника, своего рода подписью с датировкой, где фиксируется нереальное время, а некие внутренние часы жизни, где каждый час соответствует приблизительно четырем годам жизни.
Розы 1979 г.

Розы 1979 г.

К цветочной теме Макс Хаазе обращается достаточно часто. В случае с «Розами» фокус внимания художника смещается на границу сред, — стекло, воду и фигурку в основании вазы. Именно здесь происходят игры разума: скульптура обнаженной, чей взгляд устремлен на зрителя, словно оживает, прорывая руками поверхность стекла.
Сон 1974 г.

Сон 1974 г.

Одна из работ Хаазе, которая в наибольшей степени отвечает сюрреалистическим опытам Сальвадора Дали, с которым сравнивали художника. Пустынный пейзаж наполнен тающими раковинами, пальцами рук, а все пространство выше линии горизонта заполняет лицо, которое становится небом. Так, балансируя на границе между явью и сном, мечтой, искусство обращается к подсознательному.
Большой шлем 1977 г.

Большой шлем 1977 г.

«Большой шлем» — максимально возможная взятка в бридже и висте — карточных играх. По-видимому, героиня картины выигрывает не только в игре, но и в жизни. Её трансформирующийся облик мистическим образом возникает и на картах из колоды, и в многочисленных отражениях, слегка меняясь в деталях.
Ирисы 1981 г.

Ирисы 1981 г.

Цикл «Ирисы» состоит из нескольких работ, где повторяющимся мотивом является изображение ирисов и окна, откуда открывается вид на город. Макса Хаазе интересуют пограничные состояния предметов и людей: вся в целом серия показывает переход от статики к движению и от целостности к разрушению: ирреальность изображаемого наводит на мысль о связи пространства и времени.
Орган 1990 г.

Орган 1990 г.

Хаазе часто обращается к музыке. Будучи альтер-эго Михаила Занегина, который любил органную музыку и часто посещал концерты, художник воплощает музыкальные мотивы в живописном полотне, населенные различными бесплотными существами, которые то ли ведут борьбу между собой, то ли исполняют некий танец.
Цветочница 1983 г.

Цветочница 1983 г.

Леда 1990 г.

Леда 1990 г.

Леда, жена спартанского царя Тиндарея, смертная женщина, была соблазнена Зевсом, явившимся к ней в образе лебедя. Художник обращается к теме, которая до него волновала живописцев все времен, начиная от эпохи Возрождения до постмодернистов 20 века.
Натюрморт с пилокарпусом 1976 г.

Натюрморт с пилокарпусом 1976 г.

Натюрморт заставляет вспомнить о голландском натюрморте 17 века, и в частности о «ванитас» — картине на тему бренности всего земного. Как и натюрморт голландцев, Хаазе населяет свою работу насекомыми, и включает в композицию череп. Однако, в отличии от своих предшественников, художник тщательно «прячет» череп в середину букета. Обращает на себя внимание и ваза, своими очертаниями напоминающая человеческий торс.
Двое 1980-е гг.

Двое 1980-е гг.

Дождь 1990 г.

Дождь 1990 г.

Тема расставания — одиночества — любви решена чрезвычайно лаконичным языком. Сеть дождя строится художником тончайшими линиями туши, прочерченными рапидографом. В работе используются всего два цвета — желтый и синий.
Лестер 1992 г.

Лестер 1992 г.

Лестер — работа из целого цикла графически листов, посвященных выдающимся джазовым музыкантам. Лестер Янг — американский тенор-саксофонист и кларнетист, один из крупнейших музыкантов эпохи 1930-1950-х.