Успение
28 августа — особый день в православном календаре: вспоминается завершение земной жизни Богородицы, ее Успение. По преданию, ученики Христа, апостолы были чудесным образом перенесены на облаках из разных мест, что бы простится с Девой Марией и присутствовать на ее погребении. По промыслу Божию на погребении отсутствовал апостол Фома, который пришел в Иерусалим только на третий после кончины Богоматери, когда для него открыли ее гробницу, то тела Марии в нем не оказалось. Господь принял не только ее душу, но и тело в небесные обители. Согласно церковному учению Успение Девы Марии, как и Воскресение Христа, символизировало победу над смертью и воскрешение к новой более совершенной жизни «будущего века». С конца VI века Успение становится одним из важных церковных праздников. Оно в большом количестве изображается в монументальной живописи, иконах, книжной миниатюре.
В собрании Серпуховского историко-художественного музея хранится красивый по живописи образ Успения, написанный в середине XVI в. Он происходит из Покровской старообрядческой церкви. Иконография данной иконы относится к т.н. облачному варианту: изображение одра с телом усопшей Богородицы, Христа , держащего ее душу в виде спеленутого младенца, скорбящих апостолов, святителей и жен дополнено ангелами, несущими в облаках апостолов от всех концов земли. В верхней части иконы написано и вознесение Девы Марии в небесные селения, которые представлены в виде отверстых врат, окруженных облаками. Перед ложем с телом Богоматери — сцена наказания фарисея Авфонии, дерзнувшего прикоснутся к телу Марии. Ангел, отсекающий руки нечестивцу, написан среди апостолов, в правой части композиции. Особое настроение духовного торжества, которое соединено здесь со скорбью и тихой радостью достигается здесь благодаря симфонии благородных по звучанию красок и утонченных пропорций фигур персонажей, представленных на иконе.
Старший научный сотрудник Серпуховского музея Иван Александрович Волков
