Святая Пасха
В воскресенье, 2 мая православные христиане отметят самый главный праздник церковного года — Святую Пасху. Он установлен в память Воскресения т.е. возращения Иисуса Христа к жизни после крестных страданий и трехдневного погребения. Это событие является средоточием веры для всех христиан. В 1-м послании к Коринфянам апостол Павел такими словами выразил важность Воскресения: «…а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ».
Невозможно подсчитать количество произведений христианского искусства, посвященных Воскресению. Активно писались фрески и иконы, изготовлялись в большом числе и произведения декоративно-прикладного искусства
Одним из таких интересных памятников в собрании Серпуховского музея следует считать образ Воскресения Христова. Эта небольшая икона XIX в., вырезанная на перламутровой раковине, происходит из Палестины. Иконы, кресты, четки из перламутра выполнялись ремесленниками-христианами, живущими на Святой земле, и предназначались для продажи паломникам, в большом числе посещавшим святые места. Владение паломнической евлогией (буквальный перевод с греческого – благословение) согревало и утешало душу верующего, наполняло ее особыми переживаниями, поддерживало в «минуту жизни трудную».
В центре композиции рассматриваемого произведения – фигура восстающего из гроба Христа с хоругвью в руке. Справа и слева от Него — склоненные фигуры двух иноков с тонзурами на голове. По всей видимости, это Франциск Ассизский и Антоний Падуанский – самые чтимые святые францисканского ордена, который с XIV присутствует на Святой земле. Попечению францисканцев были поручены ряд святых мест Палестины, они первые стали серьезно изучать христианское наследие Святой земли, проводить археологические раскопки, активно заниматься педагогической деятельностью.
Приобретение евлогий с изображением католических подвижников русскими паломниками не было чем-то из ряда вон выходящим; в ряде отечественных музеев находятся подобные реликвии, поступившие некогда из православных храмов и монастырей. Наш образ Воскресения отличается простой манерой исполнения, наивной и трогательной, он как бы хранит в себе тепло человеческих рук и искренность веры. Идеальная сохранность памятника указывает на то, что его берегли и хранили как самую заветную святыню.