Фарфоровые изделия русских заводов
Экспозиция Белого зала Серпуховского музея дополнена фарфоровыми изделиями русских заводов. Из фондов музея были отобраны экспонаты, которые наиболее подходят для самого красивого и величественного из интерьеров дома Мараевых. Это изысканные предметы Императорского фарфорового завода и крупнейших частных заводов России.
Рождение отечественного фарфора связано с именем русского ученого Д.И. Виноградова. Его заслуга состоит как в изобретении материала, так и в организации производства на Императорском фарфоровом заводе, история которого началась в 1744 г. Самые ранние экспонаты музейного собрания, относящиеся к XVIII в., дают представление о характере фарфора екатерининского времени, изготовлявшегося для нужд императорского двора, и о продукции первого частного фарфорового предприятия, созданного Ф.Я. Гарднером. Славу и авторитет этому заводу принесли Орденские сервизы, выполненные для приема в Зимнем дворце кавалеров главных орденов России — Св. Великомученика и Победоносца Георгия, Св. Апостола Андрея Первозванного, Св. Благоверного князя Александра Невского, Св. Равноапостольного князя Владимира. В экспозиции представлены предметы из Владимирского, Александровского и Георгиевского сервизов.
Одной из наиболее ярких страниц истории русского фарфора была первая половина XIX в. В это время в России возникает множество частных заводов. Крупнейшим из них был завод А.Г. Попова в с.Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии. Его продукция, отличающаяся превосходными техническими и художественными качествами, широко представлена в экспозиции. Здесь и «крылатый» кофейник, фрагмент сервиза в стиле «второго рококо», массивные чайные пары сложной формы с рельефными рокайльными завитками и ручками в виде веток, и знаменитая чайная посуда, выделяющаяся яркими цветными фонами с белыми резервами, заполненными цветочной росписью. Привлекают внимание вазы, выполненные на заводе братьев Корниловых, одном из знаменитых частных предприятий, выпускавшем фарфор высокого качества.
В Белом зале можно увидеть и самую крупную в музейной коллекции вазу. Она выполнена во 2-й половине XIX в. на Императорском заводе. Прекрасная цветочная роспись исполнена К. Н. Красовским, выпускником Академии художеств. Такие вазы служили неотъемлемой часть оформления дворцовых интерьеров.
Представленное искусство русского фарфора придало особую прелесть и нарядность анфиладе парадных залов музея.
Заведующая научно-фондовым отделом В.А. Паншева