Вестник весны
12 мая 2020 года исполнилось 190 лет со дня рождения русского художника-пейзажиста, члена-учредителя Товарищества передвижников, автора культового пейзажа «Грачи прилетели», академика Императорской Академии художеств- Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897 г.г.).
Родился будущий мастер в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о»- Соврасов до 1850-х годов.
К двенадцати годам Алексей выучился рисовать. Дома он отыскал несколько иллюстрированных журналов, которые пересматривал так много раз, что запомнил каждую картинку,- мальчика поражало сходство нарисованного с реальностью. Писал гуашью и акварелью. Его рисунки охотно покупали в купеческих лавках на Никольской, Ильинских ворот, куда он их сдавал.
В 1844 году Саврасов поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Правда, из-за болезни матери, учебу пришлось отложить на четыре года. Но он вернулся. Саврасов постигал азы мастерства у замечательного художника –педагога Карла Рабуса, который любил изображать эффекты освещения во время грозы, закатов, в лунную ночь.
«Надежда русского искусства»- называли А.К. Саврасова в училище. Сам он мечтал получить золотую медаль и право на пенсионерскую поездку. Хотя мечта о золотой медали не осуществилась, но академическому совету он стал известен как высокоодаренный пейзажист. Известен факт, что великая княгиня Мария Николаевна- тогдашний Президент Академии Художеств пригласила молодого художника написать виды ее загородной резиденции под Петербургом. А уже в 1854 году Саврасов получает звание академика пейзажной живописи.
Уходит из жизни его учитель Карл Рабус. Пейзажную мастерскую предлагают возглавить Саврасову. Алексей Кондратьевич старался пробудить в учениках творческое начало, интерес к тому, что он видит вокруг себя, и желание переложить увиденное на язык живописи. Мастер учится и учит сам, ища свой собственный способ выражения настроения. «Главное- надо у природы учиться видеть, надо понять и любить красоту. Если нет любви к природе, то не надо быть художником. Если нет души, то и ничего не будет в живописи- одна ненужная теория»- говорил он.
Осенью 1857 года в возрасте 27 лет Алексей Саврасов женился на 31-летней Софье Карловне Герц (1826-1895 г.г.), сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусств Карла Герца. В браке родилось четыре дочери и один сын. Жена Саврасова была умная и властная.
1860 –е годы были для художника насыщенными. Поездки за границу, преподавание, участие в создании Товарищества Передвижных Художественных Выставок. Саврасов поселяется в Ярославле с женой и детьми и снимает там дом. Но хотелось своего личного жилья и стабильности. К сожалению, их семью постигают трагедии. Внутреннее состояние художника этого периода вылилось в написание картины «Могила на Волге».
В свое время некоторые критики упрекали Саврасова в чрезмерном увлечении иностранщиной, то есть любви к иностранным пейзажам. Мы знаем достаточное количество работ мастера этой тематики, такие как «Озеро в горах Швейцарии», « Пейзаж с рекой и рыбаком» и другие.
Но решив вернуться к своим корням, Саврасов начинает присматриваться к привычным видам. Пока художники-жанристы изучают человеческие типы и характеры, Алексей Кондратьевич исследует с кистью в руках подмосковные Сокольники, Фили, Кунцево, Строгино. Он пишет среднерусский пейзаж по-новому, совершенно не так, как это делают его современники-академисты. Единственный, кто понимал и принимал Саврасова, был другой художник- Василий Григорьевич Перов. Они вместе учили молодых, временами вместе работали. Оба испытали несчастья, познали славу и поругание.
Но он все равно работал. Когда глаза могли видеть, а рука держать кисть, рождались новые картины.
В 1870 году художник получает заказ Третьякова на зимний пейзаж на Волге. И уезжает с семьей из Москвы в Костромскую губернию. Здешняя природа так понравилась мастеру, что он решил писать весну там. Так появился будущий набросок «Грачи прилетели».
На этой знаменитой картине Саврасова, созданной в 1871 году, собраны вместе как детали конструктора все главные символы России — березы, снег, старинная церковь, забор, избушка, бескрайние дали и бездорожье. Работа стала ясным, четким, поэтическим символом России. Можно предположить, что если отправить в космос в качестве послания какое-нибудь поэтическое произведение, чтобы дать представление иным цивилизациям о нашей земле, то «Грачи» вполне пригодны для этой миссии. Мало кто задумывается, что это произведение для художника была опытом преодоления скорби. Замысел ее формировался в очень тяжелый момент его жизни. Художник смог пережить свое горе, сумел собрать произведение, в котором есть чувство, возвышающее душу. Это приход света, тепла, пробуждения жизни, весны.
В числе прочих в этот период Саврасов пишет и картину «Лунная ночь. Болото». Под темными серыми небесами, освещенными луной, пронизывающим своим светом легкие плоские тучи, лежит темное опасное болото. Среди кочек, создающий волнистый ковер, вьется речка, отражающая в своей воде размытую лунную дорожку…
Эта картина проникнута определенным мистицизмом, детали пейзажа заставляют зрителя вглядываться вдаль, пытаясь выхватить все новые и новые подробности. Это полотно экспонируется в залах русского искусства XIII-XIX веков Серпуховского историко-художественного музея.
Фактически именно Саврасов вывел русский пейзаж на принципиально новый уровень. Не пейзаж как вспомогательный материал для того, чтобы создать историческую картину, а пейзаж как самостоятельное понятие красоты в передаче русской природы.
В начале осени 1897 года художника отвезли во вторую городскую больницу на Калужской улице- больницу для бедных. Ее называли «чернорабочей». Там он и скончался 26 сентября на 68 году жизни. Хоронили его 29 сентября. Было пасмурно, шел дождь. Гроб поставили в маленькой церкви во дворе больницы, там должно было состояться отпевание. У входа в церковь собралась в ожидании панихиды небольшая кучка людей, явившихся проводить Саврасова. Несколько художников, группа учеников училища и других художественных школ. Люди оживленно разговаривали. Говорили о Саврасове, о его болезни и смерти, но больше всего о том, что не имело отношения к печальному событию- о плохой погоде, о картинах и выставках. Аллею, где похоронен художник, теперь называют саврасовской.
Бог создал мир из ничего.
Учись художник у Него…
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса.
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой,
И жизни песни молодой.
Научный сотрудник Мухова С.В.