Прянишников – Островский – Чехов
«Художники и писатели» — такой цикл публикаций мы открываем на нашем сайте. Его цель – показать творческую и человеческую близость художников и писателей, живших в одно время. Они были свидетелями одних и тех же событий, откликались на них своими произведениями, заимствовали друг у друга темы и сюжеты, критиковали и поддерживали друг друга, совпадали и расходились во мнениях. Нам хорошо известны такие творческие тандемы как «Маяковский – Бурлюк», «Тургенев- Харламов», «Чехов-Левитан» и многие другие. Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе.
В зале передвижников Серпуховского историко-художественного музея находится замечательная работа Иллариона Прянишникова «В ожидании шафера». Ее автора часто называют «Островским в живописи» и не случайно. И Островский в своих пьесах, и Прянишников в своих картинах любили описывать жизнь и нравы русского купечества. Были и полные совпадения. К примеру, картина Прянишникова «Шутники» напрямую навеяна пьесой Островского: в 1864 году драматург пишет свою пьесу «Шутники», а годом позже Прянишников – полотно про то, как купцы и приказчики, напоив отставного чиновника, «шутят» над ним.
Теме купечества посвящена и картина из коллекции серпуховского историко-художественного музея — «В ожидании шафера», мимо которой просто невозможно пройти! Сюжет вытекает из самого названия картины: скромная смиренная девушка в наряде невесты, ее отец – георгиевский кавалер и разодетая сваха,- ведут какой-то неспешный разговор в ожидании приезда шафера.
Картина настолько выразительна и сюжетна, что сотрудники музея именно ее чаще других «оживляют» на своих театрализованных экскурсиях. И совсем не трудно представить, о чем может идти разговор между главными героями картины, и почему грустна невеста. Даже дети, что приходят в музей, эту картину «читают» очень легко, замечая все ее детали: и солдатский георгиевский крест на мундире отца, и гимназическую фотографию невесты в рамочке на стене, и богатую шубу от жениха, что держит усатый лакей на втором плане картины. Понятна им и причина грусти невесты: не любит она своего жениха, ведь не она его выбирала, а сваха. Вот только название картины «В ожидании шафера» вызывает у юных экскурсантов недоумение: какого такого шофера вызвали герои и почему он так долго не едет?
Картина «В ожидании шафера» впервые экспонировалась на 19-ой выставке передвижников в 1891 году, которую, как известно из писем, посещал и Антон Павлович Чехов. С творчеством именно этого писателя у художника Прянишникова больше всего пересечений, причем, параллели обнаруживаются не только в творчестве, но и в биографии.
Они оба были родом из небогатых купеческих семей, оба в детстве были вынуждены подрабатывать в лавке, и оба были хорошо знакомы с миром «маленьких людей». Этот мир и стал в последующем основной темой их произведений. Как известно, общей у художника и писателя была даже болезнь, ставшая причиной смерти обоих – туберкулез. Этот недуг заставит и Чехова, и Прянишникова поселиться в Крыму, и оба они будут одинаково тосковать по России, по ее скромной и лиричной природе, по общению с друзьями, о чем и напишут в своих письмах.
Но каким же образом пересекались они в творчестве? Посмотрим на другие картины Прянишникова, которых хотя и нет в коллекции Серпуховского музея, но зрителю они хорошо известны.
На полотне «Чтение письма в овощной лавке» Прянишников изображает молодую женщину, нашедшую, видимо, место прислуги в городе; она получила весточку от родных из деревни и, не зная грамоты, пришла в лавку просить хозяина прочитать ей письмо. Чеховский рассказ «На святках» — словно попытка воссоздать предысторию ситуации, изображенной Прянишниковым. Героиня рассказа Василиса пришла к Егору, брату трактирщика, с просьбой написать письмо дочери, уехавшей из деревни в город с мужем, получившим там место швейцара…
Еще примеры: эскиз Прянишникова «В провинции» очень напоминает чеховский рассказ «Тоска», а знаменитая картина «Порожняки» — рассказ «Студент».
Один из вариантов «Порожняков» был, несомненно, известен Чехову по выставке в Москве в 1882 году. На картине изображен морозный вечер, гаснущая полоска заката и фигурка подростка-семинариста, который съежился от холода в обозе на заснеженном тракте, он едет, скорее всего, в свое глухое селение.
Когда в 1894 году стало известно о смерти Прянишникова от чахотки, Чехов сразу же сел писать рассказ «Студент» — в котором он как бы развивает сюжет картины, дописывая его продолжение. Герой рассказа, сын сельского дьячка, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Пейзаж рассказа тоже созвучен картине Прянишникова. А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» появятся герои, хорошо знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы».
Перекличка произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность их мировидения, но и помогают проследить общие закономерности исканий всей русской интеллигенции второй половины 19 века. Серпуховская картина художника «В ожидании шафера» тоже созвучна рассказам Антона Павловича Чехова. В ней правдиво, умно и тонко разоблачается пошлость и пустота тусклой обывательской жизни. По настроению, по психологической выразительности действующих лиц и по своей внутренней интонации это произведение напоминает мудрые и мягкие чеховские рассказы.
Экскурсовод 1 категории Серпуховского музея — Галина Строева.