Skip to main content

«Детское чтение для сердца и разума»

22 декабря 2018

Журнал «Детское чтение для сердца и разума», о котором мне хотелось бы рассказать — первый журнал для детей в России. Он появился уже через три года после «Лейпцигского еженедельного листка» — первого детского журнала в мире, издававшегося в Германии в 1772 — 1774 гг.
Первое издание журнала «Детское чтение для сердца и разума» печаталось в период с 1785 по 1789 г. в университетской типографии Николая Ивановича Новикова. Н. И. Новиков — одна из самых ярких фигур в истории русской культуры, просветитель, журналист, зачинатель издательского дела в России. Особое внимание Новиков обращал на юных читателей, желая пробудить в них интерес к знаниям.
Журнал «Детское чтение для сердца и разума» выходил объемом в 16 страниц, небольшого формата, как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости» и предназначался детям от 6 до 16 лет. Номера за квартал объединялись в книжки. За пять лет вышло 20 таких книг. Журнал пользовался большой популярностью, сохраняя интерес читателей на протяжении нескольких десятилетий. Редактором «Детского чтения» был Александр Андреевич Петров. Одной из центральных фигур в журнале был русский педагог и публицист А. А. Прокопович — Антонский. Содержание журнала отличалось богатством и разнообразием. Основное место на страницах журнала занимала «изящная словесность» — переводы произведений нравоучительного характера, лучшие произведения западноевропейской литературы и философии, отобранные с учетом детской аудитории. Печатались рассказы о жизни великих людей, занимательные приключения, пастушеские повести, басни, сказки, стихи.
Один из наиболее важных разделов журнала был посвящен научно-познавательным проблемам. Печатались статьи из многих областей науки: «О системе мира», «О солнце», «О воде», «О пользе гор», «О новой планете», «О слоне», «О льве» и другие. Научный материал излагался живо и занимательно: в форме записок путешественника, бесед наставника с детьми, переписки отца с сыном. Ставились вопросы о недостатках и пороках дворянства, воспитывалась любовь к труду и уважение к крестьянам. Можно сказать, что журнал носил не только просветительский, но и воспитательный характер.
К сотрудничеству издатель Н. И. Новиков привлек молодых писателей, студентов Московского университета и преподавателей Благородного пансиона. Многое было сделано Николаем Михайловичем Карамзиным, который помогал редактировать журнал и активно печатал в нем свои и переводные произведения. Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера «Детского чтения» перепечатывались в виде книжек и успешно продавались.
По словам Николая Михайловича «Детское чтение» «новостию своего предмета и разнообразием материи, не смотря на ученический перевод многих пиес, нравилось публике». Почитателями «Детского чтения» были писатель С. Т. Аксаков, критик В. Г. Белинский. Слова Виссариона Григорьевича, обращенные к юным читателям сороковых годов девятнадцатого столетия, продиктованы главным образом впечатлениями детских лет: «Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова. С теплотой вспоминал о журнале и Сергей Тимофеевич Аксаков: «В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир…».
Важно отметить, что журнал «Детское чтение для сердца и разума» в истории журнального производства в России присутствовал трижды: он издавался Н. И. Новиковым в 1785 — 1789 гг., позже М. Понаморевым в Москве и Владимире в 1799 — 1804 гг. и Семеном Иоанникиевичем Селивановским в Москве и Орле в 1819 г.. Этот факт также говорит о популярности издания.
Несколько экземпляров этого журнала, хранятся в фонде редкой книги СИХМ. Они напечатаны в типографии Семена Иоанникиевича Селивановского в 1819 году. С. И. Селивановский (1772 — 1835 гг.) — российский издатель, один из наиболее квалифицированных в своё время издателей Москвы и Петербурга.
Очень радует, что с 1997 г. журнал «Детское чтение для сердца и разума» снова издается в России. Теперь это журнал для дошкольников, который рассказывает об окружающем мире, знакомит с литературными произведениями, вырабатывает навыки разговорной речи, учит считать и писать. Название журнала и его оформление относит нас к российским образцам детской литературы и периодики дореволюционного периода, подчеркивая такой стилизацией преемственность традиций и особое внимание к юному читателю.