Skip to main content

Стеклянный сервиз из Богемии

18 августа 2018

В каминном зале Серпуховского музея в  витрине у окна посетители могут увидеть необычный стеклянный сервиз зеленого цвета. На ободках выставленных здесь рюмок и стаканов, у горлышка графина явно просматриваются надписи, выполненные на латинском языке.
«Стойкость и постоянство», «Бог и честь» — так переводятся эти девизы с латинского. Все предметы из зеленого стекла с эмалевой росписью входили когда-то в свадебный сервиз графа Орлова – Давыдова, усадьба которого, Семеновское – Отрада, принадлежала братьям Орловым. Всего же 76 «единиц хранения» в 1928 году было передано в Серпуховский историко-художественный музей из  этого родового имения.
 
                  Остатки былой роскоши еще видны…
Находится усадьба всего в 36 километрах от Серпухова,   в соседнем Ступинском районе.  Когда-то она потрясала воображение всех приезжающих в Семеновскую Отраду…
Запруженная речка Лопасня образовывала пруд, по которому плавали лодки, в том числе и парусные. Вокруг усадьбы был разбит пейзажный парк с гротами, беседками, павильонами и многочисленными статуями. Перед дворцом бил фонтан, а в самом парке в прудах водились стерлядь и форель.  Прямо перед усадьбой находились солнечные часы, и высокая колонна в центре отбрасывала свою тень  на огромный « циферблат», показывая точное время…
О внутреннем убранстве дворца тоже ходили легенды, известно, что сам Карл Брюллов в «овальном» зале расписывал  потолок и был частым гостем  этого имения, кстати, в Третьяковке, в «брюлловском» зале, можно увидеть «следы» его пребывания в Семеновской  Отраде – великолепный портрет  Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью. Когда-то этот портрет украшал стены главного усадебного дома наравне  с другими полотнами весьма известных мастеров.  Впрочем,  кроме Брюллова бывать в Семеновской Отраде любили и другие известные люди: Антон Чехов,  Иван Бунин,  Федор Тютчев, Андрей Тимофеевич  Болотов.
Финал усадьбы печален: после революции в четырех комнатах графского дома некоторое время еще был музей дворцового быта, а  в 1925 году музей закрыли, передав усадебный дом   школе рабочей молодежи. Что же до бесчисленных произведений искусства, то революция разметала все эти богатства. Многие произведения  украсили залы Третьяковки, Пушкинского и Исторического музея, кое-что досталось и серпуховскому музею…
 «Живопись по стеклу трудоемка и дорогостояща…»
По «Описи движимости», поступившей в наш музей вместе с экспонатами из Отрады, в господском доме было много редкой посуды. Был, к примеру, расписной сервиз, подаренный  основателю имения  самой Екатериной II.
Что же до нашего сервиза, из зеленого стекла, то принято считать, что произведен он был за границей.  Дело в том, что в то время  изделия из стекла могли производиться либо на частных заводиках, либо на ИСЗ — императорском стекольном заводе Санкт-Петербурга, на котором лучшие мастера по проектам известных художников выполняли похожие заказы. Сотрудники музея  установили, что изготовлен он был из так называемого химически окрашенного  зеленого стекла, какое производили тогда в Богемии, добавляя  окислы  меди и железа.  И делали такие, «гербовые», сервизы  только на заказ, в честь особо важных событий в жизни человека.
Установили и само событие: сервиз был заказан по случаю  сорокалетия супружеской жизни последнего владельца усадьбы- графа Орлова-Давыдова, и потому на нем изображены девизы и два герба: его и его жены, Ольги Ивановны Барятинской, которые служили символами соединения двух знаменитых родов.
Что же до самого сервиза, то он отличается разнообразием посудных форм: это  и бокалы для вина, и креманка, и графин в виде средневекового кувшина,  и хумпен — высокий стакан для пива, а также рюмки большие и маленькие, чашки полоскательные,- всего 75 единиц. Хотя из той же «описи» 1872 года, которая тоже попала в музей,  следует, что первоначально сервиз состоял из 229 предметов и был рассчитан на 24 персоны…
Историей этого сервиза в Серпуховском историко-художественном  музее занималась Татьяна Михайловна Графина, которая долгое время была хранителем  коллекции музейной посуды, и благодаря ей мы сегодня можем так уверенно говорить и о его художественных особенностях, и об истории   изготовления, и о том, как они попали в наш музей. Спасибо ей за это большое…

                                                                                                                                                                                    Галина Строева