Skip to main content

Объекты музея

Покровская старообрядческая церковь

Покровская старообрядческая церковь была сооружена в 1908 −1912 гг. в Серпухове рядом с ткацкой фабрикой и городской усадьбой Анны Васильевны Мараевой. Она, ее семья, некоторые рабочие и служащие мараевских предприятий были старообрядцами-беспоповцами, относящимися к старопоморскому (федосеевскому) согласию. До 1905 г. практически все согласия (направления) российского староверия были ограничены в правах — им официально была запрещена постройка храмов с куполами и колокольнями, проведение крестных ходов, издательская деятельность и т.д. Только после 1905 г. царское правительство сняло эти ограничения, и старообрядцы получили возможность нормальной церковной жизни; по всей России стали возводится их церкви и молитвенные дома.

Серпуховские старообрядцы-беспоповцы также решили воспользоваться дарованной свободой и летом 1907 г. они официально зарегистрировали свою общину, а в 1908 г. начали строить храм. Московский архитектор, статский советник Мечислав Густавович Пиотрович составил проект здания, он же по просьбе Анны Мараевой контролировал ход строительных работ.

Покровская церковь — редкий памятник архитектуры русского стиля, сохранившийся без искажений и утрат в Серпухове.

Архитектурным прообразом этого здания являются русские посадские церкви XVII в., храмы старообрядческого Преображенского кладбища в Москве. К одноглавому четверику примыкают трапезная и служебные помещения, над западным крыльцом возвышается стройная шатровая колокольня. Отличительной особенностью церкви следует назвать отсутствие алтарной части, так как у старообрядцев-беспоповцев нет священников, а значит, не служится литургия. На фасадах церкви — декор из кирпича, характерный для русского стиля: ярус кокошников в верхней части четверика, наличники окон с килевидными завершениями, полуколонки и нишки-ширинки на стенах.

Внутреннее убранство храма сохранилось практически без утрат: в полной сохранности полы из метлахской плитки, двери и окна со старинной фурнитурой, резные дубовые иконостасы и киоты. Последние выполнены резчиками мастерской, принадлежавшей калужанину Сергею Тинякову, их работа в храме отличается особой гармонией и красотой. Часть светильников — подсвечники и большое паникадило выполнены на знаменитой фабрике церковной утвари «Порфирия Ивановича Оловянишникова сыновья».

Главным украшением храма, безусловно, является замечательное собрание икон XVI-XIX вв., которое имеет непреходящее значение. Иконы эти — настоящая антология русской живописи за последние несколько столетий, в собрании есть образа написанные московскими, владимирскими, ярославскими иконниками. Так, один из иконостасов венчают монументальные иконы ветхозаветных пророков, написанные во второй половине XVII века. ярославскими иконописцами, а в нижнем ярусе другого иконостаса — удивительные по сохранности Царские врата, созданные неизвестным северным художником в конце XVI столетия. Внутри храма имеется и небольшой выставочный зал, в котором регулярно проходят выставки, посвященные, истории Покровского храма и его создателей, а также памятникам культуры , сохраненных и созданных старообрядцами ( медно-литые кресты и иконы, оклады икон, ткани, мебель, старопечатная и рукописная книга).

Посещение Покровской старообрядческой церкви доступно только с экскурсионным обслуживанием.

На территории Покровской старообрядческой церкви фото- и видеосъемка запрещена.


Мемориальный дом фотохудожника Н.П. Андреева

«Крутая каменная лестница ведет на второй этаж. Посетителей встречают старинные часы своим нежным мелодичным звоном, массивное зеркало блестит темным лаком. Узкие окна, широкие половицы, которые чуть поскрипывают при ходьбе, высоченные потолки — все это создает неповторимый уют русской купеческой старины» — из Книги отзывов Мемориального дома Н. Андреева.

Здание на Московской улице под № 39 было передано Серпуховскому историко-художественному музею в 2002 году. Тогда же здесь был открыта экспозиция «Мемориальный дом фотохудожника Н. Андреева», посвященная жизни и творчеству всемирно известного фотохудожника Николая Платоновича Андреева, проживавшего с 1900 по 1934 гг.

Дом на Московской приобрел отец фотохудожника Николая Андреева, серпуховской купец Андреев Платон Андреевич в феврале 1900 года, в 1909 году к нему была возведена пристройка, где разместилось фотоателье, ставшее известным на весь фотографический мир. Здесь создавались фотопроизведения, прославившие их автора и город Серпухов и вошедшие в золотой фонд мировой пикториальной фотографии. В этот дом Николаю Андрееву приходили письма и приглашения на участия в международных выставках, поздравления и слова признательности со всех концов России и других стран. Здесь Николай Андреев пережил «золотой век» своего творчества, самые счастливые и трагичные моменты жизни.

Мировую известность Николай Платонович Андреев получил в 1920-ые годы, участвуя в международных и отечественных фотографических выставках: многочисленные награды, отзывы критиков, публикации в журналах сопровождали успех русского фотографа по всему миру.

Начав заниматься фотографией в начале 1900-х, уже в 1906 году Н. П.Андреев становится членом Русского Фотографического Общества (РФО) и при первом же своем участии в Международной выставке в Москве в 1908 году получает Похвальный отзыв. Дореволюционное наследие мастера включает как студийные фотографии, так и виды города Серпухова. Совершенствуясь в павильонной и натурной фотографии, Андреев брал за основу работы А.Карелина, А.Мазурина, М.Дмитриева, Н.Петрова и других известных фотохудожников России того времени, которые охотно делились своим опытом на страницах книг и журналов, формируя, таким образом, традиции создания живописного направления в фотографии по всей России. Общение с членами Русского Фотографического Общества — известными фотохудожниками, посещение лекций и семинаров, которые они проводили — все это позволило Н. Андрееву быстро освоить методы и приемы живописного (пикториального) направления в фотографии и занять достойное место в одном ряду со своими учителями.

В 1920-е годы Николай Андреев признается как непревзойденный мастер фотопейзажа средней полосы России, а его художественные портреты получают высокую оценку критиков. При этом фотограф продолжает заниматься коммерческой фотографией в своем фотоателье. По воспоминаниям близких родственников и знакомых семьи фотозаведение Н.Андреева, располагавшееся в доме, просуществовало до начала 1930-х. Но уже после революции в дом подселяют жильцов, и семья фотографа занимает второй этаж дома, а в 1934 году фотографа с двумя детьми Валентином и Николаем (жена Варвара умерла в 1932 году) выселяют в коммунальную квартиру.

Скончался Николай Платонович 22 апреля 1947 года, похоронен в Серпухове.

После выселения из дома семьи Андреевых, фотопавильон был снесен, цокольный этаж со временем превратился в нежилой и сырой подвал, в доме долгое время размещались коммунальные квартиры.

В начале 1990-х дом стал местом возрождения пикториальнйой фотографии — здесь разместился «Центр фотографической культуры им. Н. Андреева», созданный энтузиастами, поклонниками творчества Николая Андреева. На несколько лет дом стал центром притяжения фотографов, интересующихся художественной фотографией, были проведены два фестиваля пикториальной фотографии, стало изучаться наследие самого мастера и его современников. Большой вклад в создание центра внесли В. Тимошкин, А. Клюев и сын Н.П. Андреева Сергей.

После передачи здания Серпуховскому музею дом получил статус памятника культурного наследия регионального значения (Охранное обязательство № 02-05 от 11 января 2005 г.). В экспозиции была воссоздана атмосфера того времени, в котором жили и работали члены семьи мастера, воспитывали детей, принимали гостей и посетителей фотомастерской Николая Платоновича. Здесь стартовал ежегодный фотофестиваль «Андреевская осень», который традиционно проводится в музее и сегодня, когда здание дома Андреева находится в ожидании реставрации.

Двор музея открыт для посетителей во время мероприятий, о которых можно узнать у нас на сайте.


Каретный сарай

С северной стороны городской усадьбы Мараевых, рядом с каменной стеной её огораживающей, располагается большой каменный одноэтажный комплекс строений, принадлежавших ранее к усадебному хозяйственному двору. Протяженные здания из полнотелого красного обожженного кирпича, с декоративными выкладками кирпичей в уровне карнизов, с членением протяженного фасада лопатками, строились поэтапно, с конца XIX до 1910-х годов.

На вальмовой крыше, крытой железом, слуховые окна были украшены резными декоративными элементами в виде пропиловочной резьбы. В первом здании помещения перекрывались сводами на балках. Во всех остальных использовались плоские деревянные по деревянным балкам потолочные перекрытия.

В 1916 году из отдельных зданий сложился единый комплекс построек, каждая из которых включала в себя нескольких помещений различного хозяйственного назначения. К северному зданию, где располагались каретный сарай и конюшня, с западного конца добавили деревянные птичник и погреб.

В мансарде второго корпуса находился сеновал, а первый этаж вмещал в себя склад и еще одну конюшню с каретным сараем. Дальние от дома помещения были отданы прядильно —ткацкой фабрике «Товарищества мануфактур А.В. Мараевой в Серпухове», размещавшейся рядом на фабричном дворе усадьбы, под нужды упаковочнго и чесального отделений. Сюда из трепального цеха поступало хлопковое волокно в виде комков разных размеров с примесями. В чесальном отделении волокно расчесывали, раскладывали параллельно по длине, одновременно очищая от примесей, черных точек, коротких волокон и производили прядь — ленты, которые отправляли на следующий этап обработки — кручение.

За чесальным отделением была выстроена каменная баня для рабочих с деревянной крытой железом пристройкой для раздевания.

Согласно описи, в одном из каретных сараев стояли хозяйские экипажи: пролетка, два шарабана, тарантас «с корзиной», дрожки для теплой погоды и восемь саней для зимы. Здесь же хранилась зимняя и летняя одежда кучеров: шубы, поддевки, безрукавки, пояса, перчатки и шапки. В конюшне с денниками и стойлами (данные на 1916 г.) содержались разгонная (охотничья) лошадь по кличке Ласточка, упряжная лошадь по кличке Кирпичик и две " белых лысых" лошади (с большими отметинами на мордах) для парной запряжки. Во втором каретном сарае находились рабочие повозки — полки и багажные сани, а в соседнем помещении конюшни держали рабочих лошадей.

В 1950-1970 гг. здания находились в пользовании предприятий «Сельхозтехника» и «Агрохимцентр», что привело к их перепланировке и серьёзным конструктивным изменениям с частичными разборками, сильно исказившими первоначальный облик. В 1988 г. по решению Серпуховского Исполкома Горсовета здание Каретного сарая вместе с Покровской старообрядческой церковью, так же входящей в состав исторического архитектурно-художественного комплекса городской усадьбы Мараевых, было передано Серпуховскому историко-художественному музею вместе с прилегающей территорией.

Реставрация Каретного сарая началась в 2020 году, сейчас она находится на стадии завершения. Впереди оснащение и освоение пространств.