Купеческий особняк. История создания музея
История создания музея
Коллекция Серпуховского историко-художественного музея формировалась между серединой XIX века и — 30 гг. века XX. Основу музейного собрания составляет художественное собрание семьи серпуховских текстильных предпринимателей Мараевых. Мараевы происходили родом из д. Колычово Хатунской волости Серпуховского музея (в настоящее время — Ступинский район Московской области). Земли Хатунской волости в это время принадлежали единственной дочери и наследнице огромного состояния графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского Анне (1785-1848). В 1839 году она объявила крестьянам своей вотчины о своем намерении отпустить их в вольные хлебопашцы. Вольную получили и братья Фрол, Василий, Константин и Родион Афанасьевичи Мараевы. Василий Афанасьевич Мараев (1800-1881) вскоре переехал с семьей из деревни в Серпухов и поступил работать на бумаготкацкую фабрику старообрядцев-федосеевцев Ереминых. Сорок лет спустя, будучи уже купцом 1-й гильдии, он владел бумаготкацкой и ситценабивной фабриками в д. Заборье и в д. Данки Серпуховского уезда, большими земельными участками, несколькими домами в Москве. Проживала семья Мараевых в городской усадьбе недалеко от фабрики в д. Заборье. Именно здесь сейчас и располагается Серпуховской историко-художественный музей.
В 1881 году, после смерти главы семьи, руководство делами переходит его сыну Мефодию (Нефеду) Васильевичу (1830-1882 гг.). Через год он умирает и главой семьи становится его вдова, Анна Васильевна Мараева (1845-1928 гг.), родом из крестьянской семьи Волковых д. Топорино Медынского уезда Калужской губернии. Как исповедница старообрядческой веры, сначала она приобретала только памятники древнерусского искусства: иконы, рукописные и старопечатные книги, фарфор, мебель, шитье, предметы женской одежды XVIII-XIX вв. Возможность собирать произведения искусства давали средства, получаемые от двух фабрик и прибыльная торговля своей продукцией: Мараевы торговали тканями в Москве, на Нижегородской ярмарке, в донских столицах.
В 1890-е годы Анна Васильевна стала обладательницей значительного собрания работ старых русских и западноевропейских мастеров из художественной коллекции Юрия Всеволодовича Мерлина (1843-1907). После революции именно оно стало основой собрания нашего музея.
Дворянский род Мерлиных принадлежал к старинной русской знати и был внесен в 6-ю часть родословной книги Нижегородской губернии. Происхождение своё они вели от крымского мурзы Мерлы, служившего в середине XV века московскому великому князю Василию II Тёмному. Юрий Всеволодович в семье был вторым сыном; вместе с ним росли старший брат Леонид, сёстры Надежда и Евдокия. Получив домашнее воспитание, он в 1866 году окончил юридический факультет Московского университета и поступил на службу в Канцелярию Московского генерал-губернатора помощником главного попечителя Императорского человеколюбивого общества. Прослужил Мерлин до декабря 1878 г, когда по собственному прошению был «отставлен от должности».
В собрании, Мерлина, как описывал его московский фабрикант, меценат, коллекционер и библиофил. А.П. Бахрушин, были «масляные картины старых и новых мастеров, оружие, гравюры, миниатюры, резная кость и дерево, фарфор, стекло, трости, старинные русские вещи, иконы, утварь, бронза и множество других предметов, по рассказам видевших, очень хороших, редких и ценных».
Источником пополнения коллекций служил для Мерлина отечественный антикварный рынок. Например, две мраморные скульптуры Антонио Тарсиа, Диана и Аполлон, были приобретены им после продажи аукционом в середине 1850-х годов художественных произведений из императорских дворцов. Картина «Жертвоприношение Иевфая» с подписью Шарля Лебрена происходит из московской коллекции Фёдора Семёновича Мосолова (1769-1840). Немногие предметы имеют маркировки прежних владельцев: например, полотно «Медор и Анжелика» кисти Микеле Дезублео, принадлежавшее некогда семейству графов Разумовских, «Портрет старухи в профиль» неизвестного немецкого автора XVIII века — художнику, реставратору и антикварному торговцу, Фёдору Яковлевичу Борзенко. Помимо художественных произведений к Мараевым перешла и часть семейного архива Мерлиных, а так же трехтысячная библиотека книг XVIII-XIX веков.
Вплоть до революционных событий 1917-1918 годов коллекция Ю.В.Мерлина находилась в усадьбе Данки Серпуховского уезда, куда её поместила новая владелица. В 1918 году предприятия и имущество Мараевых были национализированы. Произведения искусства, находившиеся в Данках, оказались в распоряжении фабрично-заводского комитета Ситценабивной фабрики, который предполагал использовать их как премиальный фонд для передовиков. Но в сентябре 1918 года власти Серпуховского уезда получили директиву Наркомата просвещения с требованием приостановить изъятие имущества Мараевых «ввиду его большой культурной ценности». Со второй половины 1918 года в особняке в Заборье началось формирование музейной коллекции — сюда стали поступать художественные ценности из национализированных окрестных особняков и поместий.
Первые годы (1918-1920 гг.) музеем заведовал Андрей Николаевич Воронков, в прошлом сапожник и талантливый археолог-любитель. На смену ему летом 1920 года пришел художник, выпускник московского Училища живописи, ваяния и зодчества, Александр Андреевич Бузовкин (1886-1966). 23 декабря в местной газете «Коммунист» было опубликовано объявление: «В субботу 25 декабря, в доме бывшем Мараевой состоится открытие музея „Старины Искусства“. Музей будет функционировать ежедневно, кроме понедельника с 11 час. до 2 час. дня. По средам — специально для экскурсантов, остальные дни для публики. Вход бесплатный. Руководители экскурсий должны заблаговременно сообщать заведующему музеем о посещении музея». К этому времени были открыты несколько экспозиций самой разнообразной тематики.
Благодаря энтузиазму Николая Дмитриевича Россета, сменившего в 1922 году Бузовкина на должности директора, в Серпуховском музее значительно расширился отдел русской живописи. В 1923-1925 годах Серпуховской музей получил из 1-го Пролетарского музея Городского района г. Москвы (ул. Б. Дмитровка, 24) 127 экспонатов, из которых был сформирован раздел русского искусства второй половины XIX — начала XX вв. В экспозиции появилась академическая живопись, произведения художников — передвижников и разнообразные художественные направления русского изобразительного искусства 1890-1910-х годов. Особенно ценным приобретением стали монографические коллекции произведений скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова и «амазонки авангарда» художницы Натальи Сергеевны Гончаровой. Музей Серпухова в 1923-1931 годах пополнял свои фонды и из других источников. Это были, прежде всего, усадьбы уезда: Рождествено-Телятьево графов Соллогубов (книги, мебель), Семеновское-Отрада графов Орловых-Давыдовых (живопись, мебель, стекло), Рай-Семеновское Нащокиных, затем Хутаревых (мебель, живопись, книги).
В 1930 году музей получил из Остафьева, имения сначала князей Вяземских, затем графов Шереметьевых, коллекцию художественных произведений высокого уровня. В Серпухов попали художественные памятники, собранные в 1860-х годах князем Павлом Петровичем Вяземским, сыном известного поэта П.А. Вяземского живопись, художественное оружие, уникальные образцы мебели, ковров, керамики и тканей. Значительными были и поступления в 1930-е годы из музея г. Каширы — живопись, графика, керамика, стекло, из серпуховских церквей, а так же Владычного Введенского (основан в 1360 г.) и Высоцкого Зачатьевского ( основан в 1374 г.) монастырей.
На протяжении всего дальнейшего времени музей постоянно пополнялся памятниками по истории местного края и произведениями современного искусства из местных источников и центральных фондов. В 1956 г. музею придан историко-художественный профиль: изучение и экспонирование памятников изобразительного искусства стало главным направлением в его деятельности, которая продолжается и сегодня.