Выставка «Великое в малом»

Выставка «Великое в малом» ставит своей задачей познакомить с памятниками сакрального искусства, обладающими малым форматом или написанными в технике мелочного (миниатюрного) письма.
Создание икон малых размеров имеет давнюю историю. Со времен крещения Руси наши предки старались иметь при себе небольшой образок или складень, который бы сопровождал владельца на протяжении жизни, во время странствий по «бурному житейскому морю».
На выставке показаны интересные и уникальные памятники из фондов Серпуховского историко-художественного музея, многие из них представлены впервые, после реставрации. Самым ранним произведением миниатюрной живописи можно назвать створки складня начала XVII в. На створках изображены предстоящие в молении вселенские и русские святые. Тонкость работы этих створок восхищает до сих пор — тщательно выписаны складки и золотой узор одеяний, каждый из персонажей в меру индивидуален, причем размер ликов — буквально со спичечную головку!
На выставке впервые можно видеть старинный, XVII(?) в., образок-медальон " Христос Вседержитель«. На обороте памятника надпись: «Молится сему образу страждущий раб Божий в темнице.» Кто знает, какова была подлинная история этого образка и его хозяина?
С непростой историей старообрядчества в России связаны переносной иконостас, написанный на 7-ми дощечках и отдельные иконы старообрядческой походной полотняной церкви, которые в случае обыска можно было спрятать.
Древняя традиция миниатюрной живописи, как было сказано выше, органично продолжала существовать и в Новое время; иконы с большим числом сюжетов и персонажей заказывались и старообрядцами, и приверженцами официальной церкви. Замечательными произведениями такого рода можно считать иконы «Месяцеслов всего лета» и «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками». Последний образ — прекрасный пример иконописного художества владимирских иконописных сел, в частности Палеха. Эта икона отличается сбалансированностью всех частей композиции, драгоценной красотой красок и тщательностью письма.
Отдельный раздел выставки посвящен произведениям медного литья, которое, пожалуй, было самым «демократичным» видом церковного искусства. Среди них особо выделяются по тщательности отделки и красоте эмалей киотный крест «Распятие с предстоящими» и трехстворчатый складень «Деисус».

Осмотр выставки входит в стоимость посещения Покровской церкви с экскурсионным обслуживанием.

© Серпуховский историко-художественный музей.
Политика обработки персональных данных