Виртуальная выставка «Крым в картинах СИХМ»‎

Виртуальная выставка

“Крым в картинах Серпуховского музея”

Чумаки 1858

Бодри Карл (Карл-Фридрих) Петрович (1812-1894 гг.)
Холст, масло. 37,0 × 50,0
СИХМ

Бодри Карл русский живописец, портретист, мастер городского пейзажа и бытового жанра. Получил основное образование в Московском училище живописи и ваяния, после окончания которого был удостоен звания художника. Однако какое-то время с 1843 года К. Ф. Бодри посещал в Санкт-Петербурге Академию художеств, класс исторической живописи у К. П. Брюллова как вольноприходящий  ученик. Всю последующую жизнь Бодри жил в основном в Москве, где и создал свои основные произведения, относящиеся к различным жанрам. Он работал в те времена, когда отечественное искусство особо славилось своими живописцами. Критики называли его «надежным мастером «второго эшелона».

На картине мы видим чумаков, едущих на волах в Крым за солью и рыбой. Чумаками называли в XIX веке людей, проживавших на территории нынешней Украины и Юге России и занимавшихся торгово-перевозным промыслом. Их часто упоминает в своих произведениях Николай Васильевич Гоголь.

Среди мастеров живописи, когда-либо писавших Крым и побережье Черного моря, «пальма первенства» и по количеству, и по качеству  написанных пейзажей принадлежит Ивану Константиновичу Айвазовскому (1817-1900 гг). Рожденный в Феодосии он с раннего детства был влюблен в море и огромное количество своих полотен посвятил своей малой родине – Крыму, удивительному месту, где прожил всю свою жизнь.

На выставке находятся две его работы: «Прилив» и «В тумане».

Прилив (Море) 1870

Айвазовский Иван Константинович
Холст, масло. 106,0 х 81,0
СИХМ

Картина написана в 1870-м году и относится к переходному периоду в творчестве мариниста, когда на смену декоративно броской манере письма приходит более гибкий и богатый живописными приемами почерк. На картине Айвазовский представил тот волнующий душу момент, когда море надвигается на берег и по мере приближения к нему слитная масса вод у горизонта рассеивается в многообразие волн, гребней и капель. Рубеж двух стихий, моря и земной тверди, подчеркнут силуэтами парусника на волнах и скромной двуколки, неторопливо катящейся вдоль берега. Картина прославляет суровую мощь и красоту морской стихии.

В тумане 1879

Айвазовский Иван Константинович
Холст, масло. 39,0 х 44,0
СИХМ

Данное произведение отличается от других полотен Айвазовского не только своим небольшим размером и овальной формой, но и содержанием. На картине мы не видим моря как такового: по берегу прямо на зрителя движется повозка, очертания которой размыты, сама же она не является «главным героем» картины. Влажный морской воздух и туман, сквозь который с трудом пробиваются лучи солнца, привлекают внимание художника и зрителя, определяют смысловой и эмоциональный строй картины.

Морской пейзаж 1881

Лагорио Лев Феликсович (1827-1905 гг.)
Холст, масло. 12,2 х 8,0
СИХМ

Лев Феликсович Лагорио – российский живописец-маринист, родившийся в Крыму и посвятивший этому месту многие свои сюжеты. Он мастерски писал горные виды, долины Крыма и Кавказа, однако основной темой в творчестве Льва Лагорио всегда оставалось море. Чаще всего художник писал его тихим и спокойным, за что современники называли его «певцом штиля».

 У моря 1884

Лагорио Лев Феликсович
Холст, масло. 95,0 х 56,0
СИХМ

В отличие от своего учителя Айвазовского Лагорио кроме непосредственно самого моря любил изображать и прибрежные виды, более того – зачастую с фигурами людей на берегу. Этой характеристике полностью отвечает и представленный пейзаж.

Само море, как и на большинстве его картин, предстает спокойным, лиричным, романтичным, без бурь и волнений, поскольку и написано оно таким же спокойным созвучием красочных тонов. Ясно организованная композиция, отсутствие интереса к любым эффектам, мягкое касание кистью поверхности холста и тонкослойность живописи – особенности манеры Лагорио, которые хорошо видны на картине «У моря».

Лунная ночь на море 1886

Лагорио Лев Феликсович
Холст, масло. 92,5 х 56,0
СИХМ

На картине художник создает чарующий, романтический образ ночного моря и береговой полосы. Произведению характерны виртуозная гладкость письма, продуманная композиция, искусственно смягченные контрасты света и тени, но также определенная условность и декоративность ­­­­­— типичные приметы позднего романтизма.

 

«Лунная ночь на море»- характерный образец творчества художника. Она принадлежит к той серии его многочисленных произведений, где изображено побережье Черного моря, его уютные бухты и едва заметные силуэты кораблей на рейде. Традиционный романтический сюжет лунной ночи выполнен художником в манере почти монохромной живописи.

Прибой 1896

Лагорио Лев Феликсович
Холст, масло. 71,0 х 54,0
СИХМ

Интерес к видам грандиозных каменных масс спорил в творчестве Лагорио с интересом к изображению морской стихии. Когда же художник в одной композиции соединял горный и морской пейзажи, то его творения пользовались особенным вниманием современников. На этой картине мы видим и излюбленные цвета художника: золотисто-коричневый и серо-синий.

Как нельзя лучше к изображенному на полотне подходят строчки стихотворения Алексея Михайловича Гмырева:

Стонет, рокочет могучее море…

Волны косматой толпой

Шумно вздымаются, тонут в просторе,

Тонут во мгле грозовой.

Море 1904

Киселев Александр Александрович
Холст, масло. 45,0 х 27,0
СИХМ

Композиция этой картины на первый взгляд довольно проста: спокойное море и небо, а посредине – линия горизонта. Но каждая стихия написана особыми приемами. Голубое небо подцвечено солнцем, а холодный аквамарин воды ему противопоставляется. Облака на небе-бесплотны, а волны-рельефны. Роднит изображенные стихии и то, что они обе устремлены к горизонту…

Илья Репин в своих воспоминаниях так отзывался о художнике: «Его пейзажи я назвал бы самыми цельными, простыми, при всей строгости реальной правды и знания профессорски своего предмета, его картины имеют в себе нечто молодое и неувядаемое…»

Склон. Крымский пейзаж 1896

Дубовской Николай Никанорович
Картон, масло. 25,5 х 32,5
СИХМ

Николай Дубовской был художником-передвижником, больше всего любившим писать пейзажи. Особенно удавались ему небо, облака, вода и горы. В начале своего творческого пути он работал в романтическом стиле, но позднее стал писать миражные картины, балансирующие на грани сна и реальности.

Картина представляет собой образец пленэрной живописи, который отражает всю глубину мастерства художника в свето и цветопередаче. Полотно отличается лаконичностью и оптимистичным звучанием. Здесь умиротворенный мир природы гармонично взаимодействует с миром человека.

Прибрежный пейзаж Конец 19 – начало 20 вв.

Капустин Григорий Иванович
Холст, масло. 26,5 х 53,0
СИХМ

Григорий Капустин родился в Крыму, работал преимущественно в Одессе и Феодосии, вероятнее всего в мастерской И. К. Айвазовского, влияние которого несомненно испытал.
Художник известен своими лесными и морскими пейзажами, которые часто воспроизводились в дореволюционной печати, в частности — на открытках.

Южный пейзаж с клумбой и морем 1886

Коровин Константин Алексеевич (1861-1939 гг.)
Картон, масло. 24,0 х 17,5
СИХМ

Все полувековое творчество Константина Алексеевича Коровина было ничем иным, как реализацией единого чаяния, которое живописец высказал в самом начале своего пути:

«Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа… Нужен свет, – больше отрадного, светлого».

Этот свет художник находил на российском юге, в Крыму, с которым связал свою жизнь с самых ученических лет. Так, в ранние годы, им был написан пронизанный светом «Южный пейзаж с клумбой и морем».

Вечер 1913

Коровин Константин Алексеевич
Холст, масло. 66,0 х 88,0
СИХМ

После посещения Парижа в 1892-1893 гг. и поездки на Русский Север художник усваивает манеру контрастного письма и обращается к ночным сценам. Данный ночной этюд выполнен Коровиным на вилле «Саламбо» в Гурзуфе, которую он построил в 1910 году.

Картине присущи неяркие, но интенсивные краски и свободная манера письма – приметы зрелого творчества мастера. Главная живописная тема этюда – контраст между теплым и холодным светом. Желтовато-оливковое пространство комнаты, в котором царят теплые огоньки свечей, противопоставлено холодной бирюзовой глади моря в дверном проеме, освещенного луной. В перекличке освещений Коровин воплотил чрезвычайно ёмкие образы: дома – родного очага, и отчуждённого простора моря – подступающего к самому порогу.

Киммерийская область 1910

Богаевский Константин Федорович (1872-1943 гг.)
Холст, масло. 92,0х198,0
СИХМ

Константин Федорович Богаевский–видный отечественный пейзажист, посвятивший практически все свое творчество родной земле – Крымскому полуострову.

Картина «Киммерийская область», больше похожая на мрачное гобеленовое полотно, написана в жанре «фантастического пейзажа». Художник отобразил на полотне восточную часть Крыма, которую древние греки называли Киммерией. Он взглянул на эти места, знакомые ему с детства, глазами «пришельца», который первым ступил на эти берега.

В картине царят тусклые, сумеречные краски, формы гор и облаков облечены в тяжеловесные формы, и только спокойная серая гладь озера смотрится волшебным просветом среди всеобщего мрачного хаоса.

Дерево в горах 1931

Волошин Максимилиан Александрович (1877-1932 гг.)
Бумага, акварель. 8,0 х 14,5
СИХМ

Максимилиан Александрович Волошин — был не только художником, но еще и поэтом, создавшим лирический образ восточного Крыма. Его знаменитые коктебельские пейзажи – явление уникальное, не имеющее аналогов в русском искусстве. В своих акварелях художник воспроизводит природу определенных мест в горах или на побережье, но при этом его образы Киммерии явно собирательные. В период с 1914 по 1932 гг. Волошиным было создано несколько тысяч пейзажей.

«В его акварелях, – писал художник Л. Е. Фейнберг, – мы найдем все времена года и все часы дня. Зима-весна-лето-осень. Утро-день-вечер-ночь. Солнечную, пасмурную и грозовую погоду…»

Свои акварели — удивительно легкие, воздушные и по-японски сдержанные – художник рисует по памяти, создает в своей мастерской! Он не копирует коктебельские уголки и извилины лазурного залива, он создает свой мир, в котором современность сочеталась с историей и археологией. Надо было много и долго бродить по земле, чтобы воссоздать ее утренний, дневной, вечерний и ночной облик.

Ветка над заливом 1930

Волошин Максимилиан Александрович
Бумага, акварель. 8,0 х 14,0
СИХМ

Горы и долины, море и бесконечное киммерийское небо, просто отдельно взятое дерево и ветка на фоне моря, – все одинаково волнует художника и становится сюжетом его очередной акварельной зарисовки. Такое деревце, куст или очертания кроны, всегда помещенные на переднем плане, решены автором предельно графично, в контрасте с грандиозностью гор и моря.

Для рассматриваемых пейзажей характерна интонация элегичности однообразной природы и вторящая ей близкая к монохромности цветовая гамма, составленная из набора коричневато-пепельных и лиловых переливов прозрачных тонов. Как и акварели предыдущих лет, они, по признанию самого мастера, выполнены по памяти, в рабочем кабинете, представляя собой суммированные впечатления от ежедневных прогулок по окрестностям Коктебеля. В них – свойственная ему лаконичность, плавность линий и силуэтов, гармоничность цветов и оттенков, которые пленяют своей простотой.

Балаклава 1937

Ряжский Георгий Георгиевич
Холст, масло. 53,0 х 62,0
СИХМ

Крупный советский живописец и педагог Георгий Георгиевич Ряжский (1895-1952 гг.) учился в Москве в частных студиях и в Государственных свободных художественных мастерских — Вхутемасе, с 1922 года был членом объединения НОЖ – Нового общества живописцев. Искусствоведы называют его классиком советского социалистического реализма, ведь именно он нашел и увековечил на своих полотнах типичных для того времени женщин-работниц, женщин-общественниц, рождённых Великой Октябрьской революцией. Его знаменитые картины «Рабфаковка», «Делегатка», «Председательница», «Колхозница-бригадир» — известны сегодня каждому и хранятся в Третьяковской галерее.

Но обращался художник также к тематической картине и пейзажу. На картине «Балаклава» изображена одна из самых удобных бухт Черного моря: узкая и глубокая, она надежно защищена от штормов скалистым берегом. Сейчас Балаклава является популярным крымским курортом. Туристов привлекает не только город с древней историей и большим количеством памятников, но и живописные скалы у мыса Айя с гротами. Впервые Балаклава упоминается в «Одиссее» Гомера как гавань Ламоса, города лестригонов.

В славную пристань вошли мы: ее образуют утесы,
Круто с обеих сторон подымаясь и сдвинувшись подле
Устья великими, друг против друга из темныя бездны
Моря торчащими ка́мнями, вход и исход заграждая.

Крымский пейзаж, Коктебель 1962

Зубова Мария Васильевна (родилась в 1939)
Картон, темпера. 73,5 х 98,0
СИХМ

Мария Васильевна Зубова-российский художник, искусствовед. На картине изображен излюбленный людьми творческих профессий Коктебель — посёлок городского типа на востоке Крыма вблизи Феодосии. Современные музейные частные собрания полны пейзажей с картин с коктебельскими мотивами.

Поселок изображен художницей с верхней точки, как панорама низеньких домиков под оранжевыми крышами, утопающими в летней зелени, за которыми хорошо просматривается море и горы. Для данного произведения характерна осветленная палитра и несколько небрежная манера письма

Коктебель. Сумерки 1964

Зубова Мария Васильевна
Картон, масло
СИХМ

Гурзуф 1970-е

Глухов Владимир
Картон, масло. 40,0 х 45,0
СИХМ

Художник Владимир Глухов родился в городе Аральске (Казахстан) в семье служащих, там же окончил художественную школу. В 17 лет он переезжает в Москву и поступает в архитектурный институт, после окончания которого в 1962 году работает в проектных мастерских.

С 1963 по 1970 гг. художник работает в основном в графике (черная темпера и перо-тушь), отказавшись от цвета. В 1971 году Владимир Глухов возвращается к живописи, пишет свои удивительно фантастические полотна. В 1976 году он становится членом секции живописи объединенного комитета художников-графиков и постоянным участником всех его выставок.

В 1978 году начинается самый насыщенный и яркий период в жизни художника. Он становится одним из организаторов объединения «Двадцати московских художников» на Малой Грузинской, 28. Выставки «Двадцатки» замечены сразу и неизменно вызывают интерес публики – перед входом обычно выстраивается длинная очередь.

К сожалению, Владимир Глухов прожил короткую жизнь и ушел на взлете творчества, не дожив до пятидесяти. Репродукции его картин можно увидеть не только в альбомах фантастической живописи, но и в журнале «Наука и религия», где его причислили к «художникам-мистикам ХХ века».