Новости

А.Е. Архипов (1862-1930), к 160-летию со дня рождения.

«Архипов беззаветно отдал искусству всю свою душу,всю свою жизнь».
К.Ф. Юон.

27 августа исполняется 160 лет со дня рождения художника Абрама Ефимовича Архипова. Уроженец Рязанской губернии, внук и сын крепостных крестьян, он появился на свет через год после отмены крепостного права и о деревенском детстве вспоминал так: «Жили грязно и бедно — ели бедно». Но и в бедности расцветают таланты. Повезло и Архипову. Желание изображать мир Божий и людей подтолкнуло его сначала мазать фигуры глиной на двери сарая, а потом брат привез ему из города дешевенькие краски. То-то радость была, «рисовал всегда где только можно было». Грамоте мальчик выучился в сельской школе соседнего села, а первые уроки мастерства получил у заезжих иконописцев. Родители как могли поддержали Архипова и в 1876 году четырнадцатилетний подросток отправился в Москву поступать в Училище живописи, ваяния и зодчества. Художник Михаил Нестеров вспоминал о встрече с ним на экзамене: «Впереди меня сидел деревенский паренек в коричневой, отороченной широкой тесьмой поддевке, с волосами на затылке подбритыми в скобку, в сапогах со сборками… Он отлично делал свое дело. Я был восхищен его рисунком, да и другим он нравился». Учился Архипов легко. Колебания и сомнения в намеченной цели ему не были свойственны. Основные педагоги в училище у Архипова: В. Перов — автор обличительных полотен и В. Поленов, который учил «видеть природу во всей красочной красоте». Довелось юноше заниматься и в Академии художеств в Петербурге, но как-то не сложилось и через два года он вернулся в Москву. Однако, полезных советов профессора Академии П.П. Чистякова, любимого учителя многих русских художников, никогда не забывал. Серебряная медаль и звание классного художника, полученные в училище, покупка нескольких полотен коллекционерами П. Третьяковым и К. Солдатенковым, дали художнику материальную обеспеченность. Он отказался от подработок и уроков и занялся исключительно живописью.В 1891 году Архипов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. «Наши самые интересные художники из пейзажистов — И. Левитан, из жанристов — Архипов», — утверждал В.Д. Поленов. Через десять лет Архипов выходит из Товарищества и 29 передвижная выставка была последней, на которой он представил свою картину «Прачки». Картина была написана в двух вариантах. Второй тут-же с выставки приобрел Третьяков, а первый художник показал через год, в 1892, но уже на выставке «36 художников».

Прачки

А.Е. Архипов занимался и педагогической деятельностью. Он возглавлял натурный класс родного училища, а после 1918 года преподавал студентам ВХУТЕМАСа. Внимательный и терпеливый учитель, Архипов не выносил лишь одного, когда у студентов обнаруживались плохо промытые кисти. «Кисти для художника все равно что пальцы или нервы», — говорил Абрам Ефимович. В своем творчестве живописец тоже не стоял на месте — писал пейзажи на пленэре, совершенствовал технику, использовал импрессионистические приемы. В начале XX века по примеру некоторых художников он отправился на Русский Север и так полюбил его, что десять лет подряд ездил туда, пусть и ненадолго. Белое море, Онежский залив, старинная северная архитектура появлялись на его картинах-этюдах, показанных на выставках нового объединения «Союз русских художников».

Побывал Архипов и за границей в 1896 и 1912 годах. Многое ему там понравилось, но с еще большей радостью возвращался художник на родину. В первые десятилетия XX века Архипов создал целую серию полотен, на которых изображены красивые, жизнерадостные крестьянки. К этому периоду относится и большая пастель «Крестьянская девушка» (1915) из коллекции СИХМ.

Начиная с 1924 года, художник участвует в выставках АХРР (Ассоциация художников революционной России), членом которой являлся. Цель ассоциации приобщить к сфере прекрасного рабочих и крестьян, противопоставив реализм искусству авангарда, видимо, была близка художнику. Ведущим в АХРР стал историко-революционный жанр, но Архипов не дал ни одного чисто революционного сюжета, хотя картины его, написанные широко и свободно, в звучной красочной гамме, подходили к духу времени. Народный комиссар Просвещения А.В. Луначарский — публицист, переводчик, литературовед, написал в статье «На выставке», опубликованной в газете «Известия» 24 марта 1925 года: «Маститый Архипов блещет юностью, его краски сочны и победоносны. Так сделанных картин не могут не любить крепкие, полные уверенности и надежды люди».

Членами АХРР были и зрелые живописцы, получившие признание до революции, такие как Н. Касаткин, Б. Кустодиев, А. Моравов и др., а также начинающие художники. Многие молодые АХРРовцы называли Архипова своим учителем. С 1924 года Ассоциация стала вести еще и издательскую деятельность. Позже появилось художественно-издательское Акционерное общество АХР (с 1928 года Ассоциация художников революции).

В библиотеке Серпуховского историко-художественного музея есть маленькая книжечка, изданная этим обществом в 1930 году «Народный художник А.Е. Архипов». Автор книги Н. Рождественская. Для оформления обложки инициалов и концовки книги использованы гравюры на дереве художников-графиков Н.А. Шевердяева (который, как и Архипов преподавал во ВХУТЕМАСе и знал художник лично) и Н.И. Пискарева. Книга снабжена небольшими примечаниями и списком работ А. Архипова, выставляемых им на выставках с 1880 по 1927 годы.

А.Е. Архипов не любил говорить о своих картинах, давать им названия и еще показывать кому-либо незавершенные работы или те, которые он считал неудачными. Вероятно, по этой причине незадолго до смерти тяжело больной художник уничтожил некоторые холсты, находившиеся в его мастерской.

О.Ю. Туманова, библиотекарь СИХМ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.