Календарь выставокТекущие выставки

«Николай Андреев. Образ фотохудожника» и «Учителя, друзья, коллеги»

20 февраля 2021 — 23 января 2022

Усадьба Мараевых (ул.Чехова, д.87)


В рамках выставки «Николай Андреев. Образ фотохудожника» с 03.06.2021 по 19.09.2021 проходит выставка «Учителя, друзья, коллеги».

На выставке представлены фотографии, на которых можно увидеть портреты современников фотохудожника. С ними Николая Платоновича связывала искренняя и творческая дружба. Это учитель живописи В.С. Ващенко, наставник и учитель Н.А. Петров, который открыл для Николая Платоновича мир фотографии, а также фотохудожники В. Улитин и П. Клепиков. Это местные художники П. Максимов и А. Бузовкин, серпуховской фотограф С. Холкович и др. Общение с этими людьми помогло в полной мере раскрыться уникальному таланту нашего земляка Николая Платоновича Андреева.

На выставке представлены работы из семейного архива Н.П. Андреева и фондов Серпуховского историко-художественного музея.


Николай Платонович Андреев (1882-1947) был одним из основных представителей пикториальной (живописной) фотографии в  России в первой трети 20 века. Основным художественным приемом, объединяющим разные фотографические жанры в этом виде фотоискусства, является создание обобщенного образа, воздушности изображения. Это достигается с помощью специальных технологий съемки и фотопечати, позволяя существенно изменить тональное решение снимка в целом и его отдельных частей, скрадывать ненужные и выделять важные по замыслу детали изображения, добиваться наибольшей выразительности в передаче настроения людей и состояния природы. Важной частью пикториального искусства была  нетрадиционная техника печати: пигментная, гуммиарабиковая, бромосеребряная, бромомасляная (бромойль) и др.,  использовался и монокль. 

Андреев виртуозно передавал настроение, сочетая графическую точность образов и мягкость силуэта. Сюжеты его работ — это потрясающие виды берегов Оки, Протвы, Нары, поля и леса в окрестностях Серпухова, в котором он родился и прожил всю свою нелегкую жизнь. Удивительными и неповторимыми его работы становились благодаря не только точному видению и чувствованию объекта, но и безупречному владению бромосеребряной и бромомасляной (бромойлем) техниками печати. Его почерк и манера легко узнаваемы. Талант мастера ценили не только в России, но и за границей.

 На различных выставках работы мастера всегда пользовались особым вниманием и признанием, представляя собой образец неповторимого художественного мастерства. Имя Н.  Андреева было известно всему миру. Он участвовал во многих Международных выставках и конкурсах и везде пользовался вполне заслуженным успехом. С 1908 по 1937 годы работы Николая Андреева занимали призовые места на международных выставках в Европе и Америке. Это был один из самых награждаемых и признанных фотохудожников того периода. За 30 лет выставочной деятельности Николай Платонович Андреев получил порядка 30 наград высшего достоинства и принял участие в более чем 50 выставках.

В экспозиции «Николай Андреев. Образ фотохудожника» представлены пейзажи средней полосы России, сценки из  крестьянской жизни, несколько художественных портретов.

Особое место занимают работы, имеющие награды на международных фотоконкурсах в разное время: «Пряха», «Вечереет», «Метель», «Усадьба зимой», «Запоздали», «С кормом», «Юлия», «Закурил» и др.

Как художник, Николай Андреев подчинял своей художественной воле процесс создания и позитива, и негатива. Зачастую он не пользовался фабричными объективами, а изготовлял их сам, меняя и приспосабливая для тех или других задач. Он выбирал нужную точку съемки и определенное состояние природы. Для него была важна не документальность того, что он снимает, а возможность создания художественного образа. После получения нужного негатива начинался  творческий процесс создания позитивного отпечатка. Н. Андреев использовал различные приемы в разных сочетаниях – варьирование цветовой тональностью (цветные фильтры), химические растворы, специальные кисти, масляные краски и пр., Этими приемами пользовались многие фотохудожники, но не всем удавалось добиваться максимального соответствия замыслу и уникальности  художественного образа, как это получалось у Н. Андреева.

Для русской пикториальной фотографии, которая впитала духовные и нравственные традиции литературы и живописи Серебряного века, характерно присутствие романтики, духовности, поэзии в обыденном окружающем нас мире. Все это в полной мере относится к творчеству нашего выдающегося земляка фотохудожника Н.П. Андреева – одного из самых русских фотографов России.

Дурынина Н.В.- ведущий методист СИХМ


Посещение данных выставок входит в стоимость Единого билета по музею

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.