PRO музей

«Охота на оленя»

Охота на оленя

Карл Борромеус Андреас Рутхардт

Холст, масло. 1761 год


Карл Андреас Рутхарт — немецкий живописец, рисовальщик и гравер, автор исторических и анималистических сцен.

Обучался в Данциге, нынешнем Гданьске. Был учеником Даниэля Шульца, польского художника немецкого происхождения. С 1652 года работал в Венеции и Риме, 1663 и 1664 годы провел в Антверпене. Там он присоединился к гильдии художников и изучал работы фламандских мастеров, посвященные животным.

Рутхарт считал себя последователем Питера Пауля Рубенса. Первоначально специализировался на изображении хищников, особенно крупных кошек.

Со временем Карл Рутхарт заработал себе репутацию не только художника, хорошо разбирающегося в анатомии животных, но и способного искусно изобразить их в различных обстановках и сценах, от мифологических или библейских до идиллических.

Фламандский живописец Вильгельм ван Эренберг неоднократно приглашал его дописывать зверей на своих архитектурных и ландшафтных пейзажах.

В 1665–1671 годах Рутхарт жил в Регенсбурге и в Вене. Переехав в Италию в 1672 году, он занялся художественным оформлением церквей и вскоре принял монашеский постриг. Остаток жизни провел в монастыре в Аквиле, создавая полотна на религиозные темы.

Данная работа характеризуется сдержанными, приглушенными цветами с чередованием света и тени на переднем плане. Композиции придает особую зрелищность ее ракурса. Крупным планом на фоне неба показаны олень, буквально оторвавшийся от земли в своем отчаянном порыве к спасению, и настигающие его собаки.

Авторскую подпись и дату в правом нижнем углу обнаружили в 1970 году в ходе реставрации картины в мастерских Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря.

Подобные большеформатные декоративные холсты были излюбленным украшением парадных залов времен Барокко. При этом охотничья тематика, привносившая в интерьеры дух аристократизма, пользовалась исключительной популярностью.

Эта композиция принадлежит к той же самой барочно-зрелищной традиции, что и типичные работы среднего периода творчества Карла Рутхарта. Она сходна с циклами про охоту на хищников и травоядных, которые можно увидеть в музеях Парижа, Мюнхена и Лейпцига, с говорящими названиями, например, «Медвежья охота». В том же стиле выполнена и работа «Гепарды, терзающие оленя», хранящаяся в Художественной галерее Смоленского государственного музея-заповедника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.