PRO музей

«Лунная ночь. Болото»

Лунная ночь. Болото

Саврасов Алексей Константинович

Холст, масло. 1870 год


В 1870 году Алексей Кондратьевич Саврасов являлся одним из руководителей в Училище живописи, ваяния и зодчества и учредителей Передвижников, которые вели просветительскую деятельность с помощью гастролирующих вернисажей. В ту пору мир искусства еще не обрел шедевр «Грачи прилетели», однако мастер уже закончил «Лунную ночь. Болото».

Эта картина иллюстрирует не только зрелый период в портфолио художника, но и становление отечественной школы пейзажей, которая будет важным элементом эволюции культуры в Российской империи на рубеже XIX–XX веков.

Дело в том, что ландшафты перестают быть просто точками на карте и фонами для портретов. Отныне местность в произведениях олицетворяла национальный характер или даже «загадочную русскую душу».

Алексей Кондратьевич Саврасов стал основоположником направления, где по-новому демонстрировалась лиричность пейзажей. Природа изображалась с эпическим размахом даже при скудной красоте. То есть такой, какой ее воспринимал народ. Интимность сцены и настроение среды тоже считались важными аспектами полотен.

С одной стороны, «Лунная ночь. Болото» вписалось в свежую концепцию благодаря выбору романтизируемого времени суток у водоема. С другой стороны, картина стоит особняком, поскольку стоячая вода в глуши редко удостаивалась внимания.

На холсте в полной мере проявился самобытный талант автора. Он предпочел землистую гамму с вкраплениями желтой и голубой палитры, которые должны показать меланхоличную атмосферу захолустья. Очертания каменистых берегов — размытые, тени низких растений — мягкие, горизонт — открытый и просторный вплоть до кромешной тьмы. Все это добавляет величия сонному краю.

Тем не менее, можно заметить то, что масляные мазки кистью являются мелкими и темпераментными.

В качестве стаффажа выбраны пастухи и стадо. Вероятно, символизирующие прочную связь между человеком и стихией.

Стоит сказать, что в 1860—70-х годах Алексей Кондратьевич Саврасов путешествовал и по родине, и по загранице. Особенно сильное впечатление оставили английские реалисты. Работы иностранных живописцев показались мастеру чрезвычайно естественными и правдивыми.

К этому же результату стремилось и Товарищество передвижных художественных выставок, другими именитыми пейзажистами которого были: Василий Иванович Суриков, Виктор Михайлович Васнецов, Иван Иванович Шишкин и Исаак Ильич Левитан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.