Путеводитель

«ПРОГУЛКИ С ХУДОЖНИКОМ»


Остановка 1

Серпуховский историко-художественный музей

Музей располагается в старинном особняке XIX века, в котором жили серпуховские купцы Мараевы. В парадном Белом зале принимали гостей, давали концерты. На втором этаже располагались спальни домочадцев, а в каминном зале – столовая.

В годы Великой Отечественной войны особняк чудом не пострадал. До сегодняшнего дня здесь сохранился интерьер, паркет XIX века, роспись дверей.

Начало формирования богатейшей коллекции музея положила хозяйка дома Анна Васильевна Мараева. Она собирала предметы декоративно-прикладного искусства, старинные книги, иконы, мебель. В 1986 году Анна Васильевна выкупила коллекцию западно-европейского искусства у московского коллекционера Ю. В. Мерлина.

В 20-е годы прошлого века после национализации в музей попали уникальные работы И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова и других известных художников.

Ответ:


Остановка 2

«Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы»

Покровский храм возводили по проекту архитектора Мечислава Пеотровича в традициях модного тогда русского стиля каменщиками артели Пантелеева.

С архитектурной точки зрения, храм – уникальная постройка. В нем предусмотрены туалетные комнаты, помещения для сторожей, склад для икон и книг, в коридорах хранятся одеяния для соборной службы.

Еще одна особенность: за центральным иконостасом нет алтарной зоны, а престол предусмотрен только для хранения Евангелия. Священство у старообрядцев не было, и службу вел кто-то из членов общины. В церкви совершается только два таинства — крещение и исповедь.

Церковь строилась по передовым технологиям начала XX в. Храм отапливался, для этого в стенах сделаны воздуховоды. Сохранился и пол из метлахской плитки, произведенной в Германии.

Сегодня в церкви размещена музейная экспозиция, посетителям рассказывают об истории и обычаях старообрядчества.

Ответ:


Остановка 3

«Высоцкий монастырь»

В 1374 году, как повествует летопись, князь «занимался строением Серпухова». Он решил укрепить и более застроить это место своего удела. Набожный Владимир Андреевич пожелал соорудить подле Серпухова особую свою обитель. Вскоре было избрано для неё место на высоком холме. Монастырь стал называться Высоцким.

Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. В стенах Высоцкого монастыря благоверный князь Владимир Андреевич захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Ответ:


Остановка 4

«Осень в Серпухове, ул. Театральная»

Улица Театральная расположена в южной части города, в историческом районе Заборье. Своё название она получила в честь расположенного не ней Серпуховского музыкально-драматического театра.

Театр в Серпухове был открыт в 1915 году. Инициатива его строительства принадлежала солисту Большого театра, оперному певцу Александру Говорову, который стал терять голос и постепенно сходил со сцены. На мысль о том, что театр нужно построить в Серпухове, его натолкнула певица, исполнительница романсов Вера Панина, которая недавно вернулась из этого города с гастролей и восторженно отозвалась о принимавшей ее публике. Строительство началось в феврале 1915 года на земельном участке, принадлежавшем купцу Алексею Малаховцеву, на его же деньги велись и сами строительные работы. Правда, инвестор поставил условие: если затея окажется убыточной, то он заберет себе здание и приспособит его под склад. Архитектором был выбран Алексей Малинин. Здание было готово уже весной того же, 1915 года, и превращать его в склад не пришлось.

Ответ:


Остановка 5

«Улица Аристова»

При общей сдержанности декора усадебных построек восточные ворота были выполнены очень сочно и живо. Они вели на территорию парадной части двора. В сам дом вела парадная лестница. На первом этаже, справа, располагались сени, из которых легко можно было попасть по центральному коридору в любое помещение. Различной величины комнаты вдоль уличных фасадов образовывали сводчатую анфиладу, чем-то близкую интерьерам старинных купеческих палат.

Осенью 1874 года в этом доме был устроен праздник в честь открытия училища и приюта для белошвеек. Дело в том, что владелица усадьбы являлась одним из основателей Серпуховского благотворительного общества и передала усадьбу устроенному с благотворительной целью училищу. Известно, что для его размещения дом «приспосабливался» и ремонтировался.

В стенах особняка принимали графа Льва Николаевича Толстого. Его супруга дружила с хозяйкой дома с детства и часто здесь останавливалась по пути в Ясную Поляну.

Ответ:


Остановка 6

«Улица Калужская»

До XX века улица Калужская носила название Верхнерождественская. Она брала свое начало на Воскресенской горе, где еще в XVI столетии была построена церковь Воскресения Христова, одна из самых древних в городе. Сегодня в полуразрушенном здании сложно узнать сохранившиеся черты храма.

В пространстве улицы сосредоточены ведущие памятники классицизма города, Этот некогда окраинный район Серпухова в XIX веке сделался центром. По плану 1784 года кварталы по улице Калужской предназначались для дворянства. Но так как дворян в Серпухове в то время было всего семь человек, а истинными «хозяевами города» являлись богатейшие купцы, то здесь стали появляться прежде всего их дома.

Более чем за два века эта улица много раз перестраивалась, меняла облик, тем не менее, в XXI веке сохранила колорит старинного купеческого города. Здесь находятся невысокие постройки, дома, хранящие историю некогда известных в Серпухове семей, храмы, которые сегодня восстанавливаются и обретают вторую жизнь.

Ответ:


Остановка 7

«Серпухов, дом с часами»

Советские молодые архитекторы разрабатывали новые проекты домов-коммун — больших коммунальных общежитий, которые были призваны избавить советских людей от многих тягот прошлой жизни. Так в нашем городе появилось несколько домов, построенных в стиле советского конструктивизма.

Квартиры в таких домах были коммунальные, на каждом этаже общая кухня, предусматривался большой чердак для сушки белья. Балконы в доме имели скорее декоративную функцию, тем более те, что выходили на главную площадь и не должны были использоваться для бытовых нужд. Но главное отличие дома – башня, на которую в 1933 году было принято решение перенести часы из Высоцкого мужского монастыря. Старинный механизм петербургской компании «Винтер» был произведен в конце XIX в. Сейчас таких исторических экспонатов в России осталось не более десяти. В 1995 г. часы хотели вернуть в Мужской монастырь, но в итоге туда переехали только колокола, а механизм установили новый, электронный.

Ответ:


Остановка 8

«Серпухов, перекресток улиц Ворошилова и Московской»

В базарные дни торговый зал фирсановского магазина был забит разношерстными покупателями, так как здесь было все: от яловых сапог до самых современных женских туфель. Перед входом в магазин всегда стояли привязанные к длинным толстым слегам лошади, запряженные в телеги, или изящные пролетки. Павел Николаевич Фирсанов имел много торговых мест в Москве, но в праздничные дни, особенно в день Ангела, который отмечал 29 июня, всегда бывал в Серпухове.

Дворянская улица, на которой располагался магазин, была одной из главных улиц дореволюционного Серпухова. Примечательно, что она была мощена гранитным булыжником в отличие от остальных улиц, которые мостили камнем белокаменным. Расположение и схема застройки части улицы практически в неизменном состоянии сохранились со времени Екатерининского «Плана реконструкции уездных городов Московской губернии».

Ответ:


 

Остановка 9

«Троицкая церковь»

Архитектуру Троицкой церкви можно считать своеобразной: трехчастная композиция объемов, вытянутый в поперечном направлении четверик, оттененный легким пятиглавием на граненых глухих барабанах с замечательными коваными крестами.

Высотную композицию колокольни составляют три яруса: невысокий четверик, восьмерик и шатер, слитые в единый, устремленный ввысь объем-свечку.

В XIX в. обветшавшую церковь неоднократно перестраивали. Ее внутреннее пространство было увеличено за счет пристройки южного придела Василия Блаженного с трапезной и расширения северного Боголюбского придела. Тогда же была заново выстроена полукруглая алтарная апсида и возведен резной золоченый пятиярусный иконостас.

Ответ:


Остановка 10

«Серпухов»

Успенский храм намного моложе своих соседей и построен в 1854 г., когда местные традиции были уже давно позабыты. Интересна сама история этого сооружения. Впервые деревянный приходской храм на этом месте был построен довольно поздно – в 1620 г. (Все остальные церкви упоминаются как деревянные в Сотной книге 1552 г.).

Дабы не отстать от других приходов, прихожане Успенского храма в 1737 г., собирают деньги на строительство каменного храма – монументального сооружения типа «восьмерик на четверике» с одним приделом, притвором и колокольней. К сожалению, этот памятник просуществовал недолго. В 1817 году вследствие «удара грома» случился пожар, повредивший все завершение Успенской церкви.

Новая Успенская церковь появилась здесь в 1854 году, выстроенная на средства одного из крупнейших фабрикантов города.

Ответ: