Министерство культуры Московской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) 

 

виртуальный музей

музейные диковинки

      

Музеи России

История музея

 

Серпуховский историко-художественный музей располагается в особняке, принадлежавшем текстильным фабрикантам Мараевым (на фото Анна Васильевна Мараева).

Серпуховские промышленники Мараевы происходят из крестьян д. Колычево Хатунской волости Серпуховского уезда. Эти земли изначально принадлежали государству, а с воцарением Екатерины II – графам Орловым. В 1839 г. дочь Владимира Орлова графиня Екатерина Новосильцева отпускает на волю большую группу хатунских крестьян и в их числе Василия Афанасьевича Мараева, основателя будущего купеческого рода.

Василий с семьей перебрался в Серпухов, где устроился работать на фабрику к хозяину-старообрядцу. Вскоре и сам он стал старообрядцем беспоповского старопоморского (федосеевского) согласия. Отход от официальной церкви в царствование Николая I был рискованным поступком, но деловые связи в среде купцов-староверов сулили успех в торговых и промышленных начинаниях. Кроме того, Василий Афанасьевич, видимо, сразу проявил себя талантливым предпринимателем: в 1859 г. приобрел бумаготкацкую фабрику в д. Заборье (ныне территория Серпухова), затем завел ситценабивное производство в пустоши Данки. В 1867 г. В. А. Мараев вышел в 1-ю гильдию купечества – размеры его капитала уже превышали 10 тыс. рублей.

После смерти в 1881 г. Василия Афанасьевича всю недвижимость и капитал унаследовал его единственный сын Мефодий (Нефед) Васильевич. В 1882 г. он скоропостижно скончался в возрасте 52 лет, и производство возглавила его вдова Анна Васильевна Мараева (1845-1928), родом из крестьянской семьи Волковых д. Топорино Медынского уезда Калужской области.

При новой владелице фамильное дело успешно развивалось. Мараевские ситцы, традиционно поставлявшиеся в районы Поволжья и Средней Азии, высоко ценились потребителями.

Купцы Мараевы всегда были активными благотворителями. Большую часть доходов от торговли тканями они тратили на поддержку серпуховской общины старообрядцев Федосеевского благочестия; Василий Афанасьевич и Мефодий Васильевич были попечителями Преображенского старообрядческого монастыря в Москве. В доме многие годы собирались уникальные предметы традиционной русской духовной культуры: иконы, рукописные и старопечатные книги, шитье. Ценнейшей реликвией семьи был Пустозерский сборник с автографами известных ревнителей старообрядчества Аввакума и Епифания.

В 1908-1910 гг. А. В. Мараева на свои средства при фабрике в Заборье построила федосеевские Покровский храм и богадельню.

В 1896 г. по проекту известного московского архитектора Романа Ивановича Клейна было возведено парадное крыло дома Мараевых в Серпухове.

В том же году Анна Васильевна Мараева приобретает художественную коллекцию московского коллекционера Ю. В. Мерлина.

 В 1918 г. предприятия и имущество Мараевых были национализированы. Судьба произведений искусства, находившихся в Данках, оказалась во власти профкома ситценабивной мануфактуры, который предполагал использовать их как премиальный фонд для передовиков. Но в сентябре 1918 г. власти Серпуховского уезда получили директиву Наркомата просвещения с требованием приостановить изъятие имущества Мараевых ввиду его большой культурной ценности. Во второй половине 1918 г. в Серпухове, в составе местного отдела народного образования, с целью охраны памятников старины и искусства была создана музейно-экскурсионная секция. В 1920 г. ею заведовал художник, выпускник московского Училища живописи, ваяния и зодчества Александр Андреевич Бузовкин (1886-1966). С начала лета 1919 г. музейная секция стала обследовать усадьбы уезда в связи с формированием коллекции местного музея. В июле ею было принято на хранение собрание Мараевых в Данках и перевезено в Серпухов, в дом в Заборье. В конце 1920 г. Серпуховский музей - Музей старины и искусства - впервые открыл свои двери для посетителей.

В 1920-е гг. фонды музея активно пополнялись. В 1923-1925 гг. Серпуховский музей получил из Москвы немалое количество произведений искусства - всего 127 экспонатов. Так был сформирован раздел русского искусства 2-ой половины XIX - начала XX вв., в котором были хорошо представлены академизм и салонная живопись, передвижничество и разнообразные художественные направления 1890-1910-х гг. - причем особенно ценными были монографические коллекции произведений СТ. Конёнкова и Н.С. Гончаровой. Источником этих поступлений в музейных описях, в нынешнем виде составленных уже в 1930-е гг., указаны 1-й Пролетарский музей и Мосгубмузей. Музей Серпухова пополнял свои фонды и из других источников. Это были, прежде всего усадьбы уезда: Рождественское-Телятьево (графов Соллогубов, в 1918-1919 гг.: книги, мебель); Семеновское-Отрада (графов Орловых-Давыдовых, в 1927- 1931 гг.: живопись, мебель, стекло); Рай-Семеновское (Нащокиных, затем Хутаревых, в 1927-1928 гг.: мебель, живопись, книги). В 1930 г. Серпуховский музей получил коллекцию весьма высокого уровня из Остафьева, имения сначала князей Вяземских, затем графов Шереметьевых. В основном, в Серпухов попали художественные памятники, собранные князем Павлом Петровичем Вяземским, сыном известного поэта, в 1860-х гг.: живопись, художественное оружие, уникальные образцы мебели, ковров, керамики и тканей. Значительными были и поступления из музея г. Каширы (в 1930 г.: живопись, графика, керамика, стекло), из серпуховских церквей, монастырей: Владычного (Введенского, основан в 1360 г.) и Высоцкого (Зачатьевского, основан в 1374 г.) - в 1924-1932 гг. На протяжении всего дальнейшего времени музей постоянно пополнялся памятниками по истории местного края и произведениями современого искусства из местных источников и центральных фондов.

В 1956 г. музею придан историко-художественный профиль: отныне изучение и экспонирование памятников изобрахительного искусства стало главным направлением в его деятельности. Музейные коллекции вызывали профессиональный интерес видных отечественных искусствоведов — Ю.И.Кузнецова, М.Я.Либмана, И.В.Линник, Н.Н.Никулина. В 1970-1980-х гг. большую работу по изучению и систематизации собрания западноевропейского искусства проделал сотрудник СИХМ, ныне доктор искусствоведения В.А.Садков

В 1985 г. Серпуховский музей открывает свой первый филиал. В Троицком соборе на Красной (Соборной) горе была подготовлена экспозиция «Памятники архитектуры города и края» (в 2011 году здание Троицкой церкви передано РПЦ). А в 1987 г. в ведение музея была передана старообрядческая церковь Покрова вместе с великолепной коллекцией церковного искусства XVI–XX вв., собранием рукописных и старопечатных книг, церковной утвари. В музейных фондах сосредоточилось почти все художественное наследие, принадлежавшее А. В. Мараевой.

В 2002 г. музею был передан дом, в котором жил мастер фотопейзажа, один из самых ярких представителей пикториальной фотографии Николай Платонович Андреев. В настоящее время в Мемориальном доме фотохудожника Н. Андреева размещаются экспозиции: «История развития фотографии в г. Серпухове с середины XIX в. по 1930-е гг.», «Мемориальный отдел», посвященный жизни и творчеству Н. П. Андреева, а также выставочный зал.

Серпуховский музей активно сотрудничает с музеями Москвы и Подмосковья. Музей участвовал в выставках, конференциях и других мероприятиях, организованных Главком, а затем Министерством культуры Московской области. Экспонаты СИХМ привлекались на выставки вне музея, участвовали в выставочных проектах в России и за рубежом – в Италии, ФРГ, США, Корее, Хорватии, Монако. Запомнились выставки, проведенные совместно с другими музеями областного подчинения: «Сокровища музеев Подмосковья» в Государственной Третьяковской галерее (1996), «Сокровища Подмосковья» в Московском Кремле (1999), «Шедевры музеев Центральной России» в выставочном зале «Новый манеж» (Москва, 2000), «100 шедевров музеев Подмосковья» (Государственный Кремлевский дворец, 2004).

Непосредственно в Серпухове – в основном здании музея, филиалах, в городском выставочном зале сотрудники музея готовили до 10 крупных выставок в год. Наиболее памятные из них – «Православные древности Серпуховского края» (1998), «Серпухов купеческий» (2000), «А. В. Мараева и ее коллекции» (2001), «За землю русскую, за веру православную» (2003), «100 лет Русско-японской войне 1904-1905 гг.» (2004), оригинальный проект «Течение Оки – течение времени» (2004), посвященный истории материальной и духовной культуры Среднего Поочья, в реализации которого СИХМ сотрудничал с музеями Калуги, Тарусы, Каширы, Поленова, с выставочным залом Серпухова, «Противостояние» к 60-летию Победы (2005), цикл выставок «Здравствуй, племя молодое!» (2007), «Восток — дело тонкое» (2007), «Николай Андреев. К 125-летию со дня рождения» (2007).

А в Государственной Третьяковской галерее музей открыл региональную программу «Музеи Подмосковья» в рамках федерального проекта «Золотая карта России» выставкой «Русское искусство 1870-1910 гг. из собрания Серпуховского историко-художественного музея».

Сегодня Серпуховский музей способен подарить и живой диалог с прошлым, и удивить подлинными творениями великих мастеров.