Министерство культуры Московской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) 


виртуальный музей

музейные диковинки

   

Музеи России

Русское искусство XVIII - н.XX вв.

Русское искусство XVIII в. представлено в музейном собрании, в основном, произведениями портретного жанра. Наиболее значительными среди них являются работы Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого.

Зал, посвященный портрету XIX в., рассказывает о творчестве крепостных и провинциальных живописцев – этом своеобразном явлении в истории отечественной художественной культуры. Провинциальные портреты органично дополняют представленные в том же зале работы столичных художников, среди которых следует выделить парные изображения старика и старухи, принадлежащие кисти А.О. Орловского.

         Анфиладу парадных комнат особняка Мараевых открывает Каминный зал (бывшая парадная столовая). Потолок и стены здесь оштукатурены, "оживлены" лепниной, а затем расписаны под цвет мореного дуба - убедительная имитация обшивки из резного дерева. С нарядным и уютным интерьером зала хорошо гармонируют выставленные здесь красочные полотна русских живописцев второй половины XIX в. Г.И.Семирадского, К.Е.Маковского, А.А.Харламова, А.П.Боголюбова - ярких представителей академического направления.

         Самый величественный и красивый из интерьеров дома Мараевых - Белый зал, украшенный в подражание интерьерам ампира - стиля 1-й четверти XIX в. Интерьер зала - сложный: он состоит из двух пространственных зон, которые связаны между собою широким проходом, украшенным ионическими колоннами. Здесь экспонируются изящно написанные бытовые сценки кисти М.М.Ярового и А.А.Рицонни, обаятельные портреты девушек работы К.Е.Маковского и А.А.Харламова, произведения выдающихся российских маринистов И.К.Айвазовского и Л.Ф.Лагорио, подлинные  памятники декоративного искусства начала XIX в.

         В зале, посвященном бытовой живописи 2-й половины XIX в., в основном представлены работы передвижников - членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ): А.Е.Архипова, С.А.Виноградова, Н.А.Ярошенко, И.М.Прянишникова. Коллекция картин В.Е.Маковского, родного брата академиста К.Е.Маковского, демонстрирует интерес художника к светлым и спокойным картинам "отрадной повседневности", к скромным радостям простых людей. Такова прежде всего картина "В избушке лесника".

         Передвижнический пейзаж представлен в залах Серпуховского историко-художественного музея работами Е.Е. Волкова, Ю. Ю. Клевера, В.В. Верещагина, А.А. Киселева, Н.Н. Дубовского и др. Украшением картинной галереи музея является полотно А.К.Саврасова "Лунная ночь. Болото" - одно из самых известных полотен мастера. Рядом можно увидеть работу ученика А.К.Саврасова - И.И.Левитана, открывшего новые силы в русской пейзажной лирике; и полотна И.И.Шишкина, проникнутые утверждением красоты и силы природы родной страны.

         Завершает анфиладу парадных комнат зал, служивший прежде кабинетом владелице особняка А.В.Мараевой. Своды потолка и верхняя половина стен были расписаны в стиле древнерусских орнаментов. Этот декор лишь частично воссоздан в ходе реставрации здания 1980-х гг. Нарядная, красочная роспись с позолотою созвучна экспозиции зала, посвященной творчеству Абрамцевского кружка, лидерами которого были В.М.Васнецов и В.Д.Поленов. В Серпуховском музее находится первый вариант картины В.М.Васнецова "Витязь на распутье", датируемый1878 г. Творчество В.Д.Поленова представлено в экспозиции несколькими работами, самая известная из которых - "Старая мельница". Здесь же можно увидеть продукцию резчиковой мастерской, которой руководила  Е.Д.Поленова, сестра художника.

         Экспозиция "Русское искусство конца XIX - начала XX веков", расположенная на втором этаже особняка, знакомит с многообразным миром русского искусства рубежа веков: с многочисленными и разнородными художественными группировками, направлениями и стилями.

         Живописцы "Союза русских художников" продолжали традиции передвижнического лирического пейзажа, развивая темы, намеченные Саврасовым, Левитаном, Поленовым, обогащая их новейшими достижениями живописной техники. Неуловимые нюансы состояния природы в различные времена года — тема полотен С.Ю. Жуковского "Золотая осень" и В.К. Бялыницкого-Бируля "Весна". К.Ф. Юон в пейзаже "Ростов Великий. Вечер" создает яркий и вместе с тем поэтичный образ древнего русского города. Необычайной свободой живописной манеры, богатством колорита поражает этюд К.А. Коровина "Ночью".

         Одна из наиболее интересных страниц художественной жизни России начала ХХ века — это деятельность петербургского объединения "Мир искусства".  Художники—мирискусники внесли большой вклад в изучение и пропаганду русского искусства, в обновление оперного и балетного театра, возрождение книжной издательской культуры. Именно театральными эскизами Л.С. Бакста, Н.К. Рериха, графикой И.Я. Билибина представлено творчество этой группировки в Серпуховском музее.

         Различные грани такого сложного, яркого явления как неоромантизм, отражены в утонченных рабатах В.Э. Борисова—Мусатова, полностью погруженного в созерцание мира собственных грез, и в монументально-зпическом полотне К.Ф. Богаевского "Киммерийская область", где на основе реального крымского пейзажа художник создает портрет воображаемой страны, живущей своей таинственной жизнью.

         Один из залов экспозиции посвящен деятельности московской группировки "Бубновый валет". Молодые художники-авангардисты более всего стремились создать искусство новое, небывалое, ни на что не похожее. В ярких, праздничных полотнах живописцев "Бубнового валета" чувствуется молодая кипучая энергия, азарт экспериментаторства. Таковы работы И.И.Машкова, Р.Р.Фалька, Д.Д.Бурлюка из серпуховского собрания.

         Особая гордость Серпуховского музея - коллекция произведений Н.С.Гончаровой - художницы, оставившей яркий след в русской авангардной живописи и сценографии. Полотна Н.С. Гончаровой "Хоровод", "Бабы с граблями", "Стрижка овец", изображающие сцены сельской жизни, увиденные художницей сквозь призму традиционной крестьянской культуры, становятся обобщенным образом, символом России.

         Коллекция скульптур С.Т. Коненкова дополняет картину яркой, сложной художественной жизни в России в начале ХХ века.

Белый зал.                                        Парадная лестница
 
В залах экспозиции          Орловский А.О. Портрет старика. 1807 г.
 
Семирадский Г.И. Праздник Вакха. 1884 г.
Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1878 г.
 
Гарнитур мебели по рис. Е.Д.Поленовой. 1885-1990 гг.
Саврасов А.К. Лунная ночь. Болото. 1870 г.
 
Поленов В.Д. Старая мельница. 1880 г.
Шишкин И.И. Сестрорецкий бор. 1896 г.
Прянишников И.М. В ожидании шафера. 1891 г.
 
Стол. Франция. 1-я треть XIX в.
Айвазовский И.К. Прилив.  1870-е гг.
Рокотов Ф.С. Портрет неизвестного 1787 г.
 
Гончарова Н.С. Хоровод. 1910 г.
Жуковский С.Ю. Золотая осень. 1901 г.
Ваза. Россия. ИФЗ. 1870-е г.  
 

в залах экспозиции "Русское искусство к.XIX - н.ХХ вв."
 
 
     Верещагин В.В. Самарканд. ок. 1869-1870 гг.
Фальк Р.Р. Натюрморт. 1912 г.  
 
Машков И.И. Бегонии. 1911 г.                        Стол резной ("На атлантах").
Мастерская П. Исакова. С.-Петербург.
сер.XIX в.