Министерство культуры Московской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) 

 

виртуальный музей

музейные диковинки

      

Музеи России

Древнерусское искусство

 Экспозиция древнерусского искусства знакомит с лучшими произведениями церковного искусства 16-19 вв., сохраненными Серпуховским музеем. Это иконы, деревянная скульптура, предметы церковной утвари. В таком большом количестве и разнообразии коллекция представлена впервые за всю многолетнюю историю музея.

           Особый интерес заслуживают иконы 16-17 вв. - «Преображение Господне», «Успение Богоматери», «Св. Иоанн Воин», «Богоматерь Печерская». Написанные несколько сот лет назад эти иконы свидетельствуют о высоком уровне художественной и духовной жизни русского средневековья.

           Резное изображение Христа в темнице и икона «Богоматерь Боголюбская» (оба 18 в.) - памятники церковного искусства Нового времени. В этот период церковное искусство переживает ряд изменений (влияние барокко и классицизма), но основа его – глубокая человечность и задушевность - остаются прежними.

Из памятников декоративно-прикладного искусства особо следует отметить кипарисный напрестольный крест 17 в., подаренный патриархом Филаретом (Романовым) серпуховскому Высоцкому монастырю. Несомненную историческую и художественную ценность имеют и евхаристические сосуды из олова, выполненные в 18 веке для одной из небогатых церквей Серпуховской округи.


          

Икона "Преображение Господне". XVI в.

Крест напрестольный. Дерево (кипарис), резьба. Греция. Афон. 1627 г.

Иеродиакон Сергий Икона "Богоматерь Печерская". 1688 г.

           

В залах экспозиции

Русское искусство XVIII - н.XX вв.

Русское искусство XVIII в. представлено в музейном собрании, в основном, произведениями портретного жанра. Наиболее значительными среди них являются работы Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого.

Зал, посвященный портрету XIX в., рассказывает о творчестве крепостных и провинциальных живописцев – этом своеобразном явлении в истории отечественной художественной культуры. Провинциальные портреты органично дополняют представленные в том же зале работы столичных художников, среди которых следует выделить парные изображения старика и старухи, принадлежащие кисти А.О. Орловского.

         Анфиладу парадных комнат особняка Мараевых открывает Каминный зал (бывшая парадная столовая). Потолок и стены здесь оштукатурены, "оживлены" лепниной, а затем расписаны под цвет мореного дуба - убедительная имитация обшивки из резного дерева. С нарядным и уютным интерьером зала хорошо гармонируют выставленные здесь красочные полотна русских живописцев второй половины XIX в. Г.И.Семирадского, К.Е.Маковского, А.А.Харламова, А.П.Боголюбова - ярких представителей академического направления.

         Самый величественный и красивый из интерьеров дома Мараевых - Белый зал, украшенный в подражание интерьерам ампира - стиля 1-й четверти XIX в. Интерьер зала - сложный: он состоит из двух пространственных зон, которые связаны между собою широким проходом, украшенным ионическими колоннами. Здесь экспонируются изящно написанные бытовые сценки кисти М.М.Ярового и А.А.Рицонни, обаятельные портреты девушек работы К.Е.Маковского и А.А.Харламова, произведения выдающихся российских маринистов И.К.Айвазовского и Л.Ф.Лагорио, подлинные  памятники декоративного искусства начала XIX в.

         В зале, посвященном бытовой живописи 2-й половины XIX в., в основном представлены работы передвижников - членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ): А.Е.Архипова, С.А.Виноградова, Н.А.Ярошенко, И.М.Прянишникова. Коллекция картин В.Е.Маковского, родного брата академиста К.Е.Маковского, демонстрирует интерес художника к светлым и спокойным картинам "отрадной повседневности", к скромным радостям простых людей. Такова прежде всего картина "В избушке лесника".

         Передвижнический пейзаж представлен в залах Серпуховского историко-художественного музея работами Е.Е. Волкова, Ю. Ю. Клевера, В.В. Верещагина, А.А. Киселева, Н.Н. Дубовского и др. Украшением картинной галереи музея является полотно А.К.Саврасова "Лунная ночь. Болото" - одно из самых известных полотен мастера. Рядом можно увидеть работу ученика А.К.Саврасова - И.И.Левитана, открывшего новые силы в русской пейзажной лирике; и полотна И.И.Шишкина, проникнутые утверждением красоты и силы природы родной страны.

         Завершает анфиладу парадных комнат зал, служивший прежде кабинетом владелице особняка А.В.Мараевой. Своды потолка и верхняя половина стен были расписаны в стиле древнерусских орнаментов. Этот декор лишь частично воссоздан в ходе реставрации здания 1980-х гг. Нарядная, красочная роспись с позолотою созвучна экспозиции зала, посвященной творчеству Абрамцевского кружка, лидерами которого были В.М.Васнецов и В.Д.Поленов. В Серпуховском музее находится первый вариант картины В.М.Васнецова "Витязь на распутье", датируемый1878 г. Творчество В.Д.Поленова представлено в экспозиции несколькими работами, самая известная из которых - "Старая мельница". Здесь же можно увидеть продукцию резчиковой мастерской, которой руководила  Е.Д.Поленова, сестра художника.

         Экспозиция "Русское искусство конца XIX - начала XX веков", расположенная на втором этаже особняка, знакомит с многообразным миром русского искусства рубежа веков: с многочисленными и разнородными художественными группировками, направлениями и стилями.

         Живописцы "Союза русских художников" продолжали традиции передвижнического лирического пейзажа, развивая темы, намеченные Саврасовым, Левитаном, Поленовым, обогащая их новейшими достижениями живописной техники. Неуловимые нюансы состояния природы в различные времена года — тема полотен С.Ю. Жуковского "Золотая осень" и В.К. Бялыницкого-Бируля "Весна". К.Ф. Юон в пейзаже "Ростов Великий. Вечер" создает яркий и вместе с тем поэтичный образ древнего русского города. Необычайной свободой живописной манеры, богатством колорита поражает этюд К.А. Коровина "Ночью".

         Одна из наиболее интересных страниц художественной жизни России начала ХХ века — это деятельность петербургского объединения "Мир искусства".  Художники—мирискусники внесли большой вклад в изучение и пропаганду русского искусства, в обновление оперного и балетного театра, возрождение книжной издательской культуры. Именно театральными эскизами Л.С. Бакста, Н.К. Рериха, графикой И.Я. Билибина представлено творчество этой группировки в Серпуховском музее.

         Различные грани такого сложного, яркого явления как неоромантизм, отражены в утонченных рабатах В.Э. Борисова—Мусатова, полностью погруженного в созерцание мира собственных грез, и в монументально-зпическом полотне К.Ф. Богаевского "Киммерийская область", где на основе реального крымского пейзажа художник создает портрет воображаемой страны, живущей своей таинственной жизнью.

         Один из залов экспозиции посвящен деятельности московской группировки "Бубновый валет". Молодые художники-авангардисты более всего стремились создать искусство новое, небывалое, ни на что не похожее. В ярких, праздничных полотнах живописцев "Бубнового валета" чувствуется молодая кипучая энергия, азарт экспериментаторства. Таковы работы И.И.Машкова, Р.Р.Фалька, Д.Д.Бурлюка из серпуховского собрания.

         Особая гордость Серпуховского музея - коллекция произведений Н.С.Гончаровой - художницы, оставившей яркий след в русской авангардной живописи и сценографии. Полотна Н.С. Гончаровой "Хоровод", "Бабы с граблями", "Стрижка овец", изображающие сцены сельской жизни, увиденные художницей сквозь призму традиционной крестьянской культуры, становятся обобщенным образом, символом России.

         Коллекция скульптур С.Т. Коненкова дополняет картину яркой, сложной художественной жизни в России в начале ХХ века.

Белый зал.                                        Парадная лестница
 
В залах экспозиции          Орловский А.О. Портрет старика. 1807 г.
 
Семирадский Г.И. Праздник Вакха. 1884 г.
Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1878 г.
 
Гарнитур мебели по рис. Е.Д.Поленовой. 1885-1990 гг.
Саврасов А.К. Лунная ночь. Болото. 1870 г.
 
Поленов В.Д. Старая мельница. 1880 г.
Шишкин И.И. Сестрорецкий бор. 1896 г.
Прянишников И.М. В ожидании шафера. 1891 г.
 
Стол. Франция. 1-я треть XIX в.
Айвазовский И.К. Прилив.  1870-е гг.
Рокотов Ф.С. Портрет неизвестного 1787 г.
 
Гончарова Н.С. Хоровод. 1910 г.
Жуковский С.Ю. Золотая осень. 1901 г.
Ваза. Россия. ИФЗ. 1870-е г.  
 

в залах экспозиции "Русское искусство к.XIX - н.ХХ вв."
 
 
     Верещагин В.В. Самарканд. ок. 1869-1870 гг.
Фальк Р.Р. Натюрморт. 1912 г.  
 
Машков И.И. Бегонии. 1911 г.                        Стол резной ("На атлантах").
Мастерская П. Исакова. С.-Петербург.
сер.XIX в.

Западноевропейское искусство XVI-XIX вв

Западноевропейская часть собрания музея по праву считается гордостью музея. В ее составе работы итальянских, голландских, французских, немецких и испанских мастеров. Полотна некоторых художников являются единственными в России.

Наиболее полно в залах музея представлена итальянская живопись XVII-XVIII веков. Наиболее престижной в итальянском искусстве была религиозная живопись. Следуя требованиям церкви, авторы создавали яркие, волнующие образы, которые были бы способны растрогать и увлечь верующих. Таким является изображение Святого Себастьяна в картине римского художника Джачинто Бранди.

Блеском живописного мастерства отличается картина "Медор и Анжелика", относящаяся к типичным работам живописца Микеле Дезублео (около 1601-1676), работавшего в Болонье - городе старейшей из итальянских академий. Сюжетом для картины послужил эпизод из прославленной поэмы Лодовико Ариосто "Неистовый Роланд".

Венецианские пейзажи А.Каналетто, монументальные библейские полотна Дж.Антонио Пеллегрини, портреты работы Эб.Кейля - одного из ведущих мастеров "художников реальности", Дж.Чиппера, работы А.Карнео, Л.Мехуса, П.Ф.Мола, М.Риччи, Ф.Казановы и других художников дают представление о разноообразии художественных движений в итальянском искусстве и мастерстве итальянских живописцев.

Большой интерес представляет живопись фламандских и голландских мастеров XVI-XVIII веков, представленная в залах музея полотнами разных жанров. На античные и библейские сюжеты написаны полотна Ф.Франкена II "Царица Савская перед Соломоном", Я.Баккера "Страшный суд", Я.Янсенса "Святой Иероним, внимающий звуку трубы Страшного суда"

Пейзажи Ж.д'Артуа, П. ван Блумена, Г.Кампера, В.Дюбуа, П.Мюлира, А.Виллартса и др. мастерски передают разные состояния природы. Жанр живописных аллегорий представлен великолепными работами Я.Букхорста и П.Булла "Vanitas vanitas" (Суета сует), И.де Яудервилле "Melancholia II" ("Ученый в кабинете"). Множество оттенков скрытого смысла содержатся и в голландских натюрмортах работы Б.ван дер Аста, Я.Баймана, М.Витхоза, Д.К.де Хемана. Экспонируются и живописные работы бытового жанра, родоначальниками которого стали художники Фландрии и Голландии.

Картин французских художников в собрании музея немного, но художественный уровень этих памятников весьма высок. Прежде всего это академически выстроенное полотно Шарля Лебрена "Жертвоприношение Иевфая". Ш.Лебрен известен как один из крупнейших французских художников второй половины XVII века, придворный живописец Людовика XIV, руководитель королевской шпалерной мануфактуры. Портрет Людовика Бурбона (великого дофина кисти директора парижской академии Н. де Ларжильера - образец парадного портрета, как и портрет Э.М. де Суассона, работы неизвестного мастера. Творчество Г.Робера, известного автора монументальных пейзажей с руинами, оригинально представлено скромных жанровым этюдом "Прачечная".

Кроме этого, в экспозиции музея можно увидеть работы немецких и испанских живописцев.

Экспозицию западного искусства дополняют великолепные образцы голландской и итальянской керамики XVII-XVIII вв., мебель эпохи барокко и классицизма, богемское стекло.

Зал Искусство Италии 17-18 вв.
Кабинет, дерево, кость, полудрагоценные камни, 2-я половина 17 в. Италия
Антон Графф Портрет А.И.Дивова,холст,масло,Начало 1780-х гг.Германия

Изак Де Яудервилле Ученый в кабинете(Меланхолия II),дерево,масло, 1-я половина 1630-х гг.Голландия
Микеле Дезублео Медор и Анжелика,холст,масло,1640-е гг.Италия
Неизвестный нидерландский скульптор 16 в. Ева с детьми(аллегория милосердия), алебастр
Стул, дерево, резьба,17 в. Германия

Шарль Лебрен Жертвоприношение Иевфая,холст,масло,около 1656 г. Франция
Ян Бауман Цветы,фрукты и обезьяна,холст,масло,кон. 1630-х-нач.1640-х гг.Голландия
Ш.Крессан(1685-1768) стол,дерево,бронза,маркетри,Франция