Министерство культуры Московской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) 


виртуальный музей

музейные диковинки

   

Музеи России

"Пикториализм и современная фотография"

Опыт аналитической фотовыставки

В 2012 году исполнилось 130 лет с тех пор, как в Серпухове родился Николай Платонович Андреев (1882 - 1947). Ему суждено было прославиться в мире великим мастером светописи.

На рубеже XIX - XX веков фотография властвовала над умами человечества, как потрясающее научно-техническое открытие, позволяющее создавать документальные изображения окружающей действительности. Больше того, состязаясь с живописью, фотография начинала претендовать на звание нового вида искусства. Фотографы стали работать в стиле, названном «пикториальным» (живописным, картинным). Вслед за Америкой и Европой пикториализм пришел в Россию и уже русские фотографы блистали на международных фотосалонах. К концу своей творческой карьеры Н.П.Андреев имел более пятидесяти различных медалей и дипломов. В наше время пикториализм переживает новый подъем, Андреев по-прежнему актуален и поучителен.

За свою более чем полуторовековую историю фотография воплощалась во множество ипостасей формы и содержания: документальная, художественная, пикториальная, абстрактная, конструктивистская, репортажная, метафизическая, сюрреалистическая, стрит-фотография... В этом океане понятий надо умудриться не потерять ориентиры. Фотографы серпуховского региона, по мере сил, стараются подражать классическим и современным практикам светописи. Одним из видов творческой жизни являются выставки - клубные, конкурсные, персональные. Однако целесообразно проводить еще и тематические, аналитические выставки, на которых бы происходила более интенсивная «художественная ковка» фотографов и зрителей.

Данная экспозиция сложилась благодаря кураторским усилиям членов серпуховского фотоклуба, в первую очередь Ю.Соловьева, а также А.Агапова и А.Лемана, при поддержке Серпуховского историко-художественного музея. Представлено около шестидесяти работ двадцати авторов.

 

 

Камертоном для художественной и технической экспрессии всей выставки являются произведения Н.П.Андреева, представленные в репродукциях из архива Г.Н.Белоцветова.

Впервые экспонирующиеся работы А.К.Кулакова, видного авторитета в российской фотографии, многолетнего художественного руководителя пущинского фотоклуба, предоставлены наследниками автора.

Душевным и организационным стержнем пущинского фотоклуба был безвременно ушедший от нас Н.А.Сафонов. Он один из немногих в наших краях, кто откровенно старался продолжить творческие традиции Н.П.Андреева, искал свои технологические приемы на этом пути.

Ряд авторов пробует свои силы в получении пикториальных эффектов путем применения мягкорисующих объективов, моноклей (В.Лосман, В.Григорян) или съемок в тумане (К.Чемерис, В.Гришин).

Начинающий пикториалист Е. Зубкова проявляет активный интерес к массам света и теней, как композиционным и даже содержательным элементам.

Естественный сочный свет, лепящий объёмные формы в кадре - один из верных признаков пикториализма (О.Свирепова. «Прикосновение»).

Отличительной особенностью мобилографии (съёмки телефоном) является запечатление редких, трудновоспроизводимых ситуаций в окружающей жизни и цифровой стиль изображения. Ценится не четкость в кадре, а то, что в нем запечатлено. А.Михайлов пошел другим путём, его мобилограммы смотрятся, как изящные живописные миниатюры. Его же «Сны» - очаровательная смесь концептуализма, пикториальной мягкости, конструктивистского ракурса.

Оппонентом пикториализма некоторые считают прямую (честную) фотографию, пытающуюся изображать увиденное в реалистичной манере, объективно (Ю.Соловьев, Б.Куприков, С.Зорин).

Панорамные пейзажи С.Шулакова обладают особой выразительностью благодаря необычному для человеческого глаза углу обзора и неутомимой увлеченности автора поиском сюжетов.

Светографика - довольно экзотический метод рисования светом, последовательное освещение предмета световой кистью (фонарём) в тёмном помещении (Р.Исхаков).

В эпоху фотошопа обострилась дискуссия об основах фотографичности, о её границах. Пейзажи А.Агапова, натюрморты Д.Марковича, кажется зрителю, напряжено ищут свою родину в мире изобразительных искусств.

Коллажи С.Горшкова сливаются в один мощный трагический и прекрасный реквием. Они играют на жизненных и болевых струнах внутри нас.

Коллаж В.Григоряна с раздвоившейся девушкой - это гомеопатическая доза гламура на выставке, призванная излечить страдающих таким заболеванием в быту.

Триптих «Библейские страсти» А.Лемана позволяет пережить душераздирающую инсталляцию в московском ЦДХ и задуматься о нескольких проблемах, а). На наших фотовыставках практически не встречаются репортажи о социально значимых событиях, тем более решенные в форме серии снимков, б). Документальная фотография - это не недоношенная художественная фотография, а полноценное произведение, имеющее информационное назначение, но в лучших случаях обретающее и художественные качества. С другой стороны нередко фотографии, претендующие на художественность, не тянут на это и оказываются «ни о чем», в). Банальность, ложная многозначительность или визуальная и смысловая неясность губят любую фотографию. Информационная или образная подпись к снимку может перекинуть мост к его внутренней жизни. И всякий скептицизм здесь легкомыслен.

Три фотографии А.Бородина иллюстрируют круг его главных интересов - неодушевленные вещи в кадре, их метафорическое и метафизическое свечение. Снимок «Диалог» удачно намекает на «железные» вопросы, рождающиеся на выставке. Будем надеяться, что она даёт и определенные ответы.

А.Леман

Выставка работает в Историко-археологическом отделе по адресу: ул.Калужская, д.48