Министерство культуры Московской области

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) 


виртуальный музей

музейные диковинки

   

Музеи России

Как целая семья «питалась» одной смородинкой

В Серпуховском историко-художественном музее (СИХМ) хранится больше 40 000 экспонатов. Однако, на всеобщее обозрение выставлено только самое значимое и лучшее. Но и среди находящихся в запасниках предметов, есть достойные внимания.

Первая история - не об одном, а сразу о четырёх экспонатах. Три из них долгое время были недоступны посетителям - их выставили в витрину недавно. В экспозиции «Русское искусство XVIII – начала XX в. в.», в зале «Портрет XIX века» находится бронзовый бюст молодой женщины. Немного печальная, она будто наблюдает за происходящим вокруг. Диадема в виде кокошника, лавровый венок, мягкие складки одеяния... Это - императрица Елизавета, супруга Александра I. Автор бюста, увы, неизвестен. В музей экспонат попал в 1924 году.

Рядом со скульптурой - старинная витрина. С недавних пор в ней «обитают» три предмета - рельефы работы известного художника XIX века Фёдора Толстого. О том, почему эти экспонаты расположены так близко, рассказала заведующая реставрационным отделом музея, хранитель фондов скульптуры и мебели Раиса Титова.

В 1793 году четырнадцатилетняя скромная Баденская принцесса Луиза-Мария-Августа, а в православии Елизавета Алексеевна, была обвенчана с шестнадцатилетним князем Александром Павловичем. Его бабушка Екатерина II писала об этом событии: «Все вокруг говорят, что обручают двух ангелов». Но отношения Елизаветы Алексеевны с мужем складывались непросто. Счастья в семейной жизни она не обрела, и терпеливо несла крест личного неблагополучия. Наследников в браке не было... В такой сложной ситуации императрица не отчаивалась - изучала языки, много читала, занималась благотворительностью, отдавая нуждающимся даже свои личные средства. Материально поддерживала Елизавета Алексеевна и Фёдора Толстого. Этот мастер признан виртуозом как в искусстве скульптурного рельефа, так и как акварелист и график. Но несмотря на все успехи, с финансами для содержания своей большой семьи у Толстого было, мягко говоря, не всё гладко.

 

- Императрице он был представлен в 1820 году, - пояснила Раиса Васильевна. - Елизавета Алексеевна знала о стеснённых материальных обстоятельствах художника и приобрела одну из его акварелей, на которой автор изобразил веточку смородины с каплями росы. За картину императрица расплатилась дорогим перстнем с бриллиантом. Эта история живо и увлекательно описывается в воспоминаниях дочери скульптора Марии Каменской. Оказывается, Елизавета Алексеевна не раз обращалась к художнику с одной и той же просьбой - приобрести акварель со смородиной (для подарков родным и близким), за что щедро расплачивалась. «Часто папенька... говорил: «Тяжело мне тогда приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала!.. Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся... Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородинкой»... Елизавета Алексеевна заболела и умерла в 1826 году, вскоре после кончины Александра I.

У Толстого же впереди был длинный и полный творчества путь. Среди наиболее значимых его работ можно выделить серию, посвящённую Отечественной войне 1812 года и последующим военным действиям до 1814 года. Над ней художник трудился больше 20 лет. Гипсовая отливка самой первой работы, скульптурный медальон «Родомысл XIX века», находится в серпуховском музее. Под славянским богом мудрости и храбрости Родомыслом подразумевается Александр I. Помимо самого божества, здесь много других фигур, у каждой из которых - своё значение.

Скульптор сначала лепил тончайшие рельефы из воска на грифельных досках, которые он собственноручно резал на бронзе. Этот титанический труд требовал огромного терпения, - прокомментировала Титова. Ещё две работы Фёдора Толстого, находящиеся в этой же витрине - рельефы из мастики, со сценами из древнегреческой поэмы Гомера «Одиссея» - «Улисс убивает женихов Пенелопы» и «Меркурий ведёт в ад тени женихов Пенелопы». Они относятся к серии, над которой художник работал с 1810 по 1815 годы.

- Создание этих серий принесло Фёдору Толстому известность. Он получил звание профессора медальерного искусства, его признали почётным членом почти всех Европейских академий художеств. На протяжении XIX века работы мастера имели широкую популярность в России и неоднократно повторялись в разных материалах, - резюмировала заведущая реставрационным отделом. Желающие увидеть рельефы Толстого вживую теперь могут это сделать. А сколько ещё интересных экспонатов «скрывается» в СИХМе!.. Сотрудники музея с радостью расскажут вам о них.

 

 

 

 

Автор: Ольга Трусова

Музейные диковинки

"Музейные диковинки" - совместный проект с газетой "Ока-инфо"

http://oka-info.ru/news/article/20978/