Новости

Изнанка шинели

( о чем же на самом деле повесть Гоголя?)

В Серпуховском историко-художественном музее продолжает свою работу выставка « Гоголь. Загадки гения». Один из залов выставки рассказывает о петербургском периоде творчества писателя. Из-под пера Гоголя выходят фантастические повести «Портрет», «Невский проспект», «Нос». Повесть «Шинель»- это одно из самых известных произведений  русской литературы, опубликованное в 1842 году.

Но к сожалению, эту великую повесть чаще всего воспринимают как попытку Гоголя обличить  социальное зло. Однако в ней есть гораздо более глубокий смысл. Она обращена к каждому из нас и в иносказательной форме говорит о том, как грех разрушает человеческую душу. Сюжет «Шинели» прост.

Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин переписывает бумаги в департаменте, с кротостью сносит насмешки коллег, довольствуется малым. Но вот у него  приходит в негодность старая шинель, и он вынужден приобрести новую. Копит деньги, отказывает себе во всем- и в итоге становится счастливым обладателем новой шинели. Но счастье длится недолго — Башмачкина, возвращающегося ночью из гостей, грабят, отнимают шинель. Он пытается хлопотать перед высоким начальством, чтобы помогли вернуть шинель, получает суровую отповедь, простужается, заболевает и умирает. Но после смерти становится приведением и по ночам отнимает шинели у прохожих: мстит за свою обиду. Ограбив таким образом генерала, отказавшего ему в прощении, привидение исчезает. Вот, собственно, и все.

Надо учитывать и то, что волновало Гоголя на момент написания «Шинели», чем он в те годы жил и дышал. А жил и дышал он православной верой. И вот именно в таком настроении  Гоголь пишет «Шинель». Если говорить кратко, то «Шинель» — это притча, где показан человек — кроткий, смиренный, который может впасть в грех, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, а в душе Акакия Акакиевича. Все остальное служит лишь декорациями, на фоне которых происходит духовная драма. Само имя его — Акакий Акакиевич неслучайно. Здесь Гоголь, вполне вероятно, делает намек на подвижника Акакия из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы. Послушание подвижника было столь велико, что даже после смерти он не мог ослушаться своего старца. Тем не менее, святость  Акакия Акакиевича дала трещину. Когда у него возникла потребность в новой шинели, то все  свои душевные силы он направил на нее. Она оказалась  смыслом жизни мелкого чиновника.  Вещь становится для него идолом. Но герой Гоголя символизирует не просто человека как такового, но более конкретно — общество, современное писателю. Есть страсти извечные, присущие любым временам, но бывает, что  какие-то страсти особенно обостряются в ту или иную эпоху. В 40-е годы XIX века  стал очень заметным отход от Бога русских образованных людей. А свято место пусто не бывает. Поэтому высшей ценностью  для них стало внешнее: карьера, богатство, комфорт. Все это не греховно, являя в себе условия жизни человека. Но грехом становится их обожествление.

И все же «Шинель»- произведение более сложное, чем просто притча. В ней совмещается как аллегория, так и описание человеческой души. Мысль Гоголя совершенно очевидна: не думая о Боге, не сверяя свои поступки с Его заповедями, не прося Его о помощи, человек оказывается беззащитным перед грехом и перед соблазнителем. В «Шинели» есть свой соблазнитель- портной Петрович. Знаков принадлежности портного к нечистой силе в повести Гоголя немало. «Одноглазый черт»- , называет его жена. Во времена Гоголя слово «черт»  было крепким выражением, на грани неприличия. Символично и то, что олицетворяющий черта Петрович — именно портной, то есть изготовитель вещи, которая становится судьбой человека.

Казалось бы, жизненной трагедии не произошло, Акакия Акакиевича не убили, не искалечили, не пустили по миру. Он мог бы жить, как и раньше — со старой шинелью, усердно переписывая бумаги. Но нет — потеря шинели стала для гоголевского героя катастрофой. Его попытки  вернуть шинель-это надежда обрести  не просто материальную вещь, а именно смысл жизни. Но вернуть невозможно, потому что прежние свои ценности он сам в себе убил.

Вновь напомним: повесть Гоголя не о бедном чиновнике, уничтоженном огромной государственной машиной. Она — о духовном тупике, в который зашло общество, забывшее Христа. Жаль, что до сих пор не все это видят…

 

Сотрудник серпуховского историко-художественного музея

 Мухова Светлана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.