Новости

Лев Феликсович Лагорио

(9 [22] декабря 1827 — 17 [29] ноября  —1905)

Вечно изменчивое море прекрасно во всех своих видах и проявлениях. Тот, кто знает море, тот знает также, что им можно любоваться без конца. В «Белом зале» Серпуховского историко-художественного музея представлены полотна художников – маринистов, певцов моря, как и поэты, но уже в живописи. Лев Феликсович родился в Феодосии, являлся итальянцем по происхождению. Его предки были генуэзцами. Отец художника в ранней молодости  служил секретарём у Наполеона. Позже судьба привела Лагорио в Россию, где он стал неаполитанским консулом в Крыму.

И.К. Айвазовский в 1838 году, заканчивая Академию художеств, получил задание «снять морские виды и корабли» в Феодосии. На тот момент ему был 21 год. В течение двух лет Иван Константинович работал в Крыму, а одиннадцатилетний гимназист Лагорио брал у него первые уроки живописи.

Несколько лет спустя феодоссийский губернатор А.И. Казначеев обратил внимание на юношу, подававшего большие надежды и отправил юношу в 1842 году в Петербург для поступления в Академию художеств. Лев Феликсович поступил в Академию в 1843 году. В 1845 году поехал путешествовать на фрегате «Грозящий», тщательно изучал его внешний облик  и особенности строения. В 1846 году предпринял плавание на лодке вдоль берега от Санкт – Петербурга до Сестрорецка, изучал берега Балтийского моря и писал этюды, которые принесли ему первые награды. В течение обучения получил все медали: малую и большую серебряные, а также малую и большую золотую.

Учителем в Академии художеств у Лагорио был пейзажист профессор М.Н. Воробьёв и Б.П. Виллевальде.

Лев Феликсович закончил АХ в 1850 году с правом пенсионерской поездки. Но изначально был отправлен на Кавказ «для писания тамошних видов». Год жизни на Кавказе многое дал Лагорио для развития творческих возможностей. В 1852 году после окончания Академии, приняв российское подданство, художник отправился в пенсионерскую поездку в Европу, где пробыл восемь лет. В заграничной поездке был сначала во Франции в Париже, затем приехал в Италию. Жил в Риме, посещал его окрестности: Тиволи, Олевено, Соренто, Альбано, Ариччи, о. Капри. После окончания пенсионерства получил разрешение продлить пребывание за границей на собственные средства сроком на два года. За свои итальянские работы Лагорио был удостоен звания профессора пейзажной живописи в 1860 году, минуя предшествующее звание академика.

В 1861 году совершил поездку на Кавказ, после чего представил Императору Александру II три картины кавказских видов: за которые был удостоен ордена св. Анны 3-й степени.

В 1863 году он снова отправился на Кавказ, в свите великого князя Михаила Николаевича, где ему привелось участвовать в «делах против горцев», за что он был награждён мечами к своему ордену. В 1864 году вернулся с Кавказа и окончательно поселился в Санкт-Петербурге, летние месяцы проводил в Судаке, где у него была мастерская и также ежегодно летом уезжал в Крым, на Кавказ, Каспий,  южные губернии России или отправлялся в Финляндию, Швецию, Норвегию.

В 1882 г. Лагорио был сделан правительственный заказ на три картины с эпизодами из русско – турецкой войны 1877 – 1878 гг. Но работа шла тяжело, и Лев Феликсович закончил её спустя лишь десять лет.

По характеру Лагорио был очень спокойный, уравновешенный, мягкий. Все знавшие художника говорили о его доброжелательности, готовности всегда прийти на помощь, необычайной скромности и огромном трудолюбии. Во время разговора, шуток, смеха им заканчивалась одна – две акварели или сепия с видом гор и моря. Он  дружил с художниками  А. Боголюбовым, П. Федотовым, А. Байдеманом, Л. Жемчужниковым. С двумя последними он создал в 1853 году вымышленный образ Козьмы Пруткова, ставший классическим и воспроизводящийся при каждом издании «мудрых банальностей» этого героя, рождённого писательской фантазией А. Толстого.

В 1900 году Лев Лагорио был избран почётным членом Академии художеств. Являлся членом Общества российских акварелистов. В 1890 году вошел в состав основателей школы художников в Санкт-Петербурге.

В собрании Серпуховского – историко художественного музея имеются несколько полотен Льва Феликсовича. Это «Лунная ночь на море» (1886), «У моря» (1884), «Прибой» (1896).

Вообще, пейзажи Лагорио идиллические, спокойные, он не хочет поразить зрителя эффектным состоянием природы. Ему присуща «удивительно мягкая кисть, благородство тонов и воздушная перспектива». Спокойное созвучие красочных тонов, ясно организованная композиция, отсутствие интереса к любым эффектам, мягкое касание  кистью поверхности холста и тонкослойность живописи – вот особенности манеры Лагорио. Всё  это хорошо можно увидеть на картине «У моря».

А вот к полотну «Прибой» как нельзя лучше подходят строчки стихотворения Алексея Михайловича Гмырева:

 

Стонет, рокочет могучее море…

Волны косматой толпой

Шумно вздымаются, тонут в просторе,

Тонут во мгле грозовой.

Ветер гудит над безбрежной пучиной,

По небу тучи ползут…

Борются волны с отвагою львиной,

Падают, снова встают.

 

Интерес к изображению грандиозных каменных масс спорил в творчестве Лагорио  с интересом к изображению моря, его просторов. Когда же художник в одной композиции соединял горный и морской пейзажи, то его картины пользовались особенным вниманием его современников. Здесь мы видим и излюбленные цвета художника – золотисто – коричневый и серо – синий.

Художник написал более 1000 произведений. Жизнь же его прошла без «бурь и волнений». Был женат на Елене Антоновне Лубны-Герцик, а его дочь Ольга окончила консерваторию, затем пела в Мариинском театре. В последние годы жизни Лев Феликсович страдал болезнью глаз, стал хуже видеть и не расставался с лупой и биноклем.

В честь художника Феодосийский краеведческий музей носит название «Дом Лагорио».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.